Прокуратура разъясняет
Взыскание компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении
Работающим по трудовому договору гарантируется оплачиваемый ежегодный отпуск (ч. 5 ст. 37 Конституции РФ; ст. 114 ТК РФ).
При увольнении работника ему законом гарантирована выплата денежной компенсации за все неиспользованные отпуска. Так обеспечивается реализация особым способом конституционного права на отдых теми работниками, которые прекращают трудовые отношения по любым основаниям и в силу различных причин не воспользовались ранее своим правом на ежегодный оплачиваемый отпуск. При этом ТК РФ не устанавливает ни максимальное количество неиспользованных дней отпуска, взамен которых выплачивается компенсация, ни какие-либо обстоятельства, исключающие саму выплату. Прямо и недвусмысленно указывая на необходимость выплаты денежной компенсации за все неиспользованные отпуска, названная норма предполагает безусловную реализацию работником права на отпуск в полном объеме (ч. 1 ст. 127 ТК РФ; п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 25.10.2018 N 38-П).
Если работник увольняется до истечения шести месяцев непрерывной работы у работодателя, компенсация выплачивается пропорционально времени, отработанному в рабочем году (ст. 122 ТК РФ; п. 28 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утв. НКТ СССР 30.04.1930 N 169).
При прекращении трудового договора все суммы, причитающиеся работнику, выплачиваются в день увольнения работника (если он в день увольнения не работал, то не позднее следующего дня после предъявления им требования о расчете). В случае спора о размерах сумм работодатель обязан в эти сроки выплатить не оспариваемую им сумму (ст. 140 ТК РФ).
Трудовое законодательство не содержит положений, в соответствии с которыми не использованные работником отпуска сгорают.
Взыскание невыплаченной компенсации за неиспользованный отпуск осуществляется в следующем порядке.
В зависимости от ситуации следует обратитесь к работодателю с письменным заявлением о выплате компенсации (абз. 6, 12 ч. 1 ст. 21, абз. 2 ч. 2 ст. 22, ст. 127 ТК РФ).
Возможно, разногласия будут урегулированы либо будет выяснена правомерность действий работодателя. В то же время обращение к работодателю не является обязательным этапом.
С этой целью рекомендуется составить заявление в двух экземплярах: для работника и для работодателя. На вашем экземпляре должна быть отметка о приеме заявления работодателем с указанием даты.
Если разногласия с работодателем не урегулированы, следует определить органы, в которые необходимо обращаться в целях взыскания компенсации. Такими органами могут быть (ст. ст. 348.13, 356, 382 ТК РФ; ст. 22 Закона от 17.01.1992 N 2202-1):
комиссия по трудовым спорам (если она образована в организации, у ИП);
арбитраж (для отдельных категорий работников в области спорта);
суд;
государственная инспекция труда;
прокуратура.
Допускается одновременное обращение в указанные органы по выбору.
Затем необходимо обосновать факт невыплаты компенсации, используя сведения о количестве фактически предоставленных дней отпуска, суммах выплаченной компенсации в оспариваемые периоды.
Также следует учесть причины, по которым работник своевременно не воспользовался правом на ежегодный оплачиваемый отпуск, и наличие либо отсутствие нарушений со стороны работодателя при предоставлении отпуска (в частности, соблюдение графика отпусков, факт документарного оформления отпуска, фактическое или только формальное предоставление отпуска).
Для подготовки документов и материалов, подтверждающие доводы, необходимо запросить их у работодателя. По письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления безвозмездно выдать работнику заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой (приказы, справки о заработной плате и др.). При дистанционной работе работодатель обязан направить копии на бумажном носителе по почте заказным письмом с уведомлением или в форме электронного документа, если это указано в заявлении работника) (ч. 1 ст. 62, ч. 7, 9 ст. 312.3 ТК РФ).
После оформления всех документов необходимо обратиться в один из органов разрешения трудовых споров и ожидать окончания разрешения им жалобы.
В КТС можно обратиться с заявлением в трехмесячный срок со дня прекращения трудового договора (если в день увольнения работник не работал, то со дня после предъявления требования о расчете). Если этот срок пропущен по уважительным причинам, КТС может его восстановить и разрешить спор по существу (ст. ст. 140, 386 ТК РФ).
Спор рассматривается в течение 10 календарных дней со дня подачи заявления в присутствии работника (уполномоченного представителя). Рассмотрение спора в отсутствие работника (его представителя) допускается по письменному заявлению работника (ст. 387 ТК РФ).
Решение КТС подлежит исполнению в течение трех дней по истечении 10 дней, предусмотренных на обжалование. В случае неисполнения решения в КТС в течение месяца со дня принятия решения можно получить удостоверение, являющееся исполнительным документом, и предъявите его не позднее трехмесячного срока со дня получения судебному приставу-исполнителю в территориальный орган ФССП России по месту нахождения работодателя (местонахождению его имущества) для приведения решения КТС в исполнение в принудительном порядке. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился с заявлением о перенесении трудового спора в суд (ст. 389 ТК РФ).
Если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен КТС в 10-дневный срок или принятым КТС решением не удовлетворены нарушенные права бывшего работника, следует обратиться в суд в 10-дневный срок со дня вручения данного решения (ст. 390 ТК РФ).
За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате при увольнении компенсации за неиспользованный отпуск в суд можно обратиться в течение года со дня установленного срока выплаты данной компенсации, то есть с момента прекращения трудового договора. Если этот срок пропущен по уважительным причинам, суд может восстановить его (ч. 2, 5 ст. 392 ТК РФ; п. 1 Постановления Конституционного Суда РФ от 25.10.2018 N 38-П).
Обязательное соблюдение досудебного порядка урегулирования индивидуальных трудовых споров законом не требуется. Но если спор уже находится на рассмотрении в КТС, то целесообразно дождаться ее решения и переносить рассмотрение спора в суд в случае неудовлетворения ваших требований.
Для рассмотрения спора в порядке гражданского судопроизводства подготовьте исковое заявление и приложите к нему документы в соответствии с требованиями ст. ст. 131, 132 ГПК РФ. В исковом заявлении следует указать, в частности, требование о взыскании компенсации и обстоятельства, на которых оно основано. К заявлению приложите:
копию трудового договора;
копию трудовой книжки (сведений о трудовой деятельности);
расчет суммы исковых требований с копиями для ответчика и третьих лиц;
иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых вы основываете свои требования, с копиями для ответчика и третьих лиц, если такие документы у них отсутствуют;
уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют;
документы, подтверждающие совершение действий, направленных на примирение, если такие действия предпринимались и соответствующие документы имеются.
За задержку выплаты за неиспользованный отпуск можно потребовать денежную компенсацию, а также возмещение морального вреда (ст. ст. 236, 237 ТК РФ).
Исковое заявление также можно подать в районный суд (ст. 24 ГПК РФ).
Гражданские дела разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления. Этот срок может быть продлен, но не более чем на месяц (ч. 1, 6 ст. 154 ГПК РФ).
После вынесения решения суда следует дождаться вступления его в законную силу по истечении месячного срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано. В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу после ее рассмотрения, если обжалуемое решение не отменено (ч. 1 ст. 209, ч. 2 ст. 321 ГПК РФ).
После вынесения решения суда и вступления его в силу следует получить исполнительный лист и предъявить его для исполнения в территориальный орган ФССП России по адресу работодателя (местонахождению его имущества, адресу его представительства или филиала) либо ходатайствовать перед судом, чтобы он сам направил исполнительный лист судебному приставу-исполнителю для исполнения (ч. 1 ст. 428 ГПК РФ; ч. 1 ст. 5, ч. 1, 3, 5 ст. 30, ч. 2 ст. 33 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ).
Также жалобу можно направить в государственную инспекцию труда (ГИТ) (ч. 1 ст. 354, ч. 1 ст. 356 ТК РФ; п. 1 ч. 1 ст. 58 Закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ; п. п. 3, 8 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 N 1230).
Также способами и в порядке, которые указаны выше, вы можете направить жалобу в прокуратуру. По результатам рассмотрения жалобы прокуратура может вынести представление об устранении выявленных нарушений (п. 1 ст. 10, ст. ст. 22, 24, п. 1 ст. 27 Закона N 2202-1).
Помощник прокурора Тимошенко Т.Е.
Взыскание коммунальных платежей с физического лица
Граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ст. 210 ГК РФ; ч. 1 ст. 153 ЖК РФ).
Граждане, являющиеся собственниками нежилых помещений в многоквартирном доме, также обязаны оплачивать предоставляемые им коммунальные услуги и расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме (ст. 210 ГК РФ; п. п. 2, 63 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354; п. 28 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).
При этом порядок взыскания с граждан задолженности по коммунальным платежам за нежилое помещение не отличается от порядка взыскания задолженности по коммунальным платежам за жилое помещение.
Взыскание с граждан задолженности по коммунальным платежам может быть осуществлено в претензионном (досудебном) или в судебном порядке.
Действующим законодательством не предусмотрено обязательное соблюдение претензионного (досудебного) порядка взыскания с граждан задолженности по коммунальным платежам.
Однако на практике управляющая организация или иное лицо, которому граждане вносят плату за коммунальные услуги (далее - кредитор), первоначально уведомляет гражданина о наличии у него задолженности по оплате коммунальных услуг, в частности, посредством СМС-сообщения, телефонного звонка, сообщения по электронной почте или через личный кабинет гражданина в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или иных информационных системах, позволяющих внести плату за коммунальные услуги (пп. "е(3)" п. 32 Правил N 354).
Кроме того, сведения о наличии задолженности по оплате коммунальных услуг, а также неустойки (штрафа, пеней) за их несвоевременную и (или) неполную оплату могут быть отражены в представленном гражданину платежном документе (п. 2 ч. 2, ч. 2.1 ст. 155 ЖК РФ).
Кредитор или его представитель вправе взыскать просроченную задолженность по оплате коммунальных услуг в судебном порядке (ч. 15 ст. 155 ЖК РФ).
Взыскание с гражданина задолженности по коммунальным платежам возможно в порядке приказного или искового производства.
В порядке приказного производства рассматриваются требования о взыскании денежных сумм, размер которых не превышает 500 тыс. руб. (ч. 1 ст. 121, ст. 122 ГПК РФ).
Судебный приказ выносится в течение пяти дней со дня поступления в суд заявления о вынесении судебного приказа на основании представленных в суд документов без вызова взыскателя и должника и проведения судебного разбирательства (ст. 126 ГПК РФ).
Копия судебного приказа в пятидневный срок со дня его вынесения направляется должнику, который в течение 10 дней со дня получения приказа вправе представить возражения относительно его исполнения. При поступлении в указанный срок таких возражений судья отменяет судебный приказ. В этом случае кредитор может предъявить свои требования в порядке искового производства (ст. ст. 128, 129 ГПК РФ).
Если возражения не поступили, суд выдает второй экземпляр судебного приказа для предъявления его к исполнению. По просьбе взыскателя судебный приказ может быть направлен судом для исполнения судебному приставу-исполнителю (ч. 2 ст. 121, ч. 1 ст. 130 ГПК РФ).
Если размер задолженности за коммунальные услуги превышает 500 тыс. руб., а также если судебный приказ отменен или судьей отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа, требования кредитора о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг подлежат рассмотрению в порядке искового производства (ст. 129 ГПК РФ; п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22).
Следует учесть, что в случае истечения срока исковой давности должник вправе заявить об этом до вынесения судом решения. В этом случае суд откажет в удовлетворении иска кредитора (ст. 195, п. п. 1, 2 ст. 199 ГК РФ).
Если должник уклоняется от добровольного погашения задолженности по коммунальным платежам, кредитор вправе предъявить судебный приказ или исполнительный лист, выданный после вступления в законную силу решения суда, для принудительного исполнения в службу судебных приставов или направить его в банк или иную кредитную организацию, в которой у должника открыт счет, а если сумма задолженности не превышает 100 тыс. руб. - в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи (п. п. 1, 2 ст. 428 ГПК РФ; ч. 1, 2 ст. 5, ч. 1, 2 ст. 8, ст. 9, п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 30 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ).
Суд вправе уменьшить размер пеней, начисленных за несвоевременную и (или) неполную оплату коммунальных услуг, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства (п. 1 ст. 333 ГК РФ; ч. 14 ст. 155 ЖК РФ; п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 22).
В отношении граждан такое уменьшение возможно как по заявлению должника, так и по инициативе суда. В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, свидетельствующие о такой несоразмерности. При наличии в деле соответствующих доказательств суд уменьшит размер пеней (п. 71 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7).
Отметим, что каких-либо смягчающих обстоятельств для неуплаты коммунальных платежей, а также уменьшения размера начисленных за несвоевременную и (или) неполную уплату коммунальных платежей пеней во внесудебном порядке законодательством не предусмотрено. Однако по согласованию с кредитором гражданину может быть предоставлена отсрочка или рассрочка по погашению задолженности по оплате коммунальных услуг, в том числе пеней (п. 75 Правил N 354).
Помощник прокурора Кузнецова О.В.
Возмещение ущерба в связи с нарушением дорожного покрытия и ненадлежащим содержанием автомобильной дороги
Дорожная яма является одним из видов повреждений дорожного полотна. Независимо от того, из-за какого вида повреждения дорожного полотна автомобилю был причинен ущерб, собственник вправе потребовать возмещения этого ущерба, если дорожное покрытие не соответствует требованиям ГОСТа (п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017).
Покрытие проезжей части не должно иметь выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений. Не допускаются также отдельные выступы или углубления в зоне деформационных швов высотой или глубиной более 3 см (п. п. 5.2.4, 5.2.5 ГОСТ 50597-2017).
При этом для устранения повреждений дорожного покрытия устанавливается определенный срок (Таблица 5.3 ГОСТ 50597-2017).
В случае, когда эксплуатационное состояние дорог не соответствует установленным требованиям, предусматриваются временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения транспорта (например, установка дорожных знаков, пропуск транспорта отдельными группами). При непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан решается вопрос о запрещении движения. До устранения повреждений, как правило, принимаются меры по предотвращению аварийных ситуаций.
Порядок возмещения ущерба, если автомобиль не застрахован по каско либо причинение ущерба из-за повреждения дорожного полотна не является страховым случаем по каско и если в результате ДТП пострадало только имущество (пострадавшие отсутствуют).
Если автомобилю причинен ущерб из-за повреждений дорожного полотна, например из-за дорожной ямы, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Для оформления ДТП необходимо совершить следующие действия (п. п. 2.3.4, 2.5, 2.6.1, 7.2 ПДД):
остановить автомобиль;
включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. При нахождении на проезжей части следует соблюдать меры предосторожности;
освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав любыми возможными способами, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортного средства по отношению к объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и повреждения транспортных средств.
Если ДТП произошло вне населенного пункта в темное время суток или в условиях ограниченной видимости, то при нахождении на проезжей части или обочине водитель должен быть одеты в куртку или жилет со световозвращающими полосами;
записать фамилии и адреса очевидцев (если имеются);
сообщить о случившемся в ГИБДД.
Потребуется составить также письменное объяснение относительно обстоятельств происшествия, в котором необходимо указать, в частности, на наличие повреждений дорожного покрытия. Необходимо представить инспектору имеющиеся фотоснимки и видеоинформацию (при наличии), например, с видеорегистратора, для приобщения к материалам дела (п. 96 Порядка, утв. Приказом МВД России от 02.05.2023 N 264).
Инспектор ГИБДД должен составит схему места совершения административного правонарушения и отразит в ней обстановку на момент осмотра и составления схемы, в частности (п. п. 95, 96 Порядка):
место ДТП (участок дороги, улицы, населенного пункта, территории или местности);
ширину проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений, наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло ДТП, а также технические средства регулирования дорожного движения;
ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газоны, зеленые насаждения, строения (при их наличии);
положение транспортного средства после ДТП, следы торможения, расположение поврежденных деталей и осколков, осыпи грязи с автомобиля и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениям, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги. Размеры дорожной ямы (длина, ширина, глубина) также должны быть указаны в схеме ДТП.
Если отсутствует согласие со схемой, то в ней делается соответствующая запись (п. 95 Порядка).
Также инспектор ГИБДД может составить акт контрольного (надзорного) мероприятия по содержанию дорог (пп. "а" п. 5, пп. "а" п. 9, п. 70 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1101).
Лицо, ответственное за содержание автодорог, может быть привлечено инспектором ГИБДД к административной ответственности на основании письменного заявления, поскольку именно оно обязано обеспечивать соответствие состояния дорог установленным техническим регламентам и другим нормативным документам. Соответствующее заявление необходимо подать инспектору ГИБДД на месте оформления ДТП. Привлечение лица, ответственного за содержание автодорог, к административной ответственности будет являться основанием для дальнейшего обращения к нему за компенсацией причиненного ущерба (ст. 12.34, п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ; п. 2 ст. 12 Закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ; п. 6 ст. 3, ст. 15 Закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ; п. 6 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018).
В результате рассмотрения заявления должно быть принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении. При этом при вынесении решения будет учитываться в том числе, соответствовали ли действия пострадавшего требованиям ПДД (п. 3 ч. 1, п. 4 ч. 4, ч. 5 ст. 28.1, ч. 1, 2 ст. 28.7 КоАП РФ; п. п. 97, 106, 107 Порядка; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 07.07.2015 N 80-КГ15-11).
После рассмотрения дела об административном правонарушении следует получить в ГИБДД соответствующие документы.
Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении можно обжаловать (ч. 4 ст. 30.1 КоАП РФ).
Затем следует обратиться в экспертную организацию для оценки причиненного автомобилю ущерба в результате ДТП. Согласовать с экспертом дату и время осмотра поврежденного автомобиля и направить виновнику телеграмму с приглашением на осмотр и указанием даты, времени и места осмотра автомобиля. Если виновник (его представитель) не явится, эксперт может осмотреть автомобиль без его участия.
После получения от экспертной организации отчета об оценке стоимости ущерба необходимо предъявить претензию к лицу, ответственному за содержание автодороги с ямой, с требованием возместить причиненный ущерб. К претензии следует приложить документы, полученные в ГИБДД, а также отчет об оценке.
Если виновник отказывается добровольно возместить ущерб, необходимо обращаться с исковым заявлением в суд. В иске указываются, в частности, обстоятельства, на которых основываются свои требования, а также доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. Исковое заявление можно подать на бумажном носителе или, при наличии в суде технической возможности, в электронном виде в установленном порядке (ст. 12 ГК РФ; ч. 1, 1.1 ст. 3, ч. 2 ст. 131 ГПК РФ; ч. 2 ст. 7 Закона от 30.12.2021 N 440-ФЗ).
Помощник прокурора Тимошенко Т.Е.
Возмещение вреда здоровью, причиненный в результате ДТП
Под дорожно-транспортным происшествием (ДТП) понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства (ТС) и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (ст. 2 Закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ).
Вред, причиненный здоровью потерпевшего, в зависимости от обстоятельств дела может возмещаться страховщиком по договору ОСАГО и/или ДСАГО (при наличии), РСА, виновником ДТП, собственником ТС (п. п. 1, 2 ст. 927, п. п. 1, 4 ст. 931, п. 1 ст. 1064, п. 1 ст. 1068, ст. 1079 ГК РФ; пп. 14 п. 1 ст. 32.9 Закона от 27.11.1992 N 4015-1; п. п. 1, 2 ст. 1, п. п. 1, 5, 6 ст. 4, п. 1 ст. 18, ст. 19 Закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ).
При этом по общему правилу в объем возмещаемого вреда, причиненного здоровью потерпевшего в результате ДТП, включается утраченный потерпевшим заработок (доход), а также расходы, связанные с восстановлением здоровья потерпевшего (ст. 1085 ГК РФ; п. 2 ст. 12 Закона N 40-ФЗ; п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1).
В рамках внесудебного порядка потерпевший обращается за возмещением вреда здоровью, причиненного в результате ДТП, к страховщику или РСА, а также часто к виновнику ДТП или собственнику ТС, которые, в свою очередь, добровольно возмещают причиненный вред.
Если потерпевший не имеет права на прямое возмещение убытков, то в случае получения вреда здоровью в результате ДТП он при первой возможности должен уведомить страховщика, застраховавшего по договору ОСАГО гражданскую ответственность причинителя вреда, о наступлении страхового случая (п. 3 ст. 11, п. 1 ст. 12, ст. 14.1 Закона N 40-ФЗ; п. 3.9 Правил, утв. Положением Банка России от 19.09.2014 N 431-П).
Затем потерпевший должен представить данному страховщику заявление о страховом возмещении и документы, предусмотренные правилами ОСАГО. Среди последних, в частности, документы, выданные медицинской организацией, в которую обращался или был доставлен потерпевший для оказания медицинской помощи в связи с ДТП, медицинское или экспертное заключение о необходимости дополнительного питания, протезирования, постороннего ухода, санаторно-курортного лечения (п. п. 1, 2, 9 ст. 12, п. 1 ст. 16.1 Закона N 40-ФЗ; п. п. 3.9, 4.1, 4.6, 4.7 Правил N 431-П).
При недостаточности документов, обосновывающих требования, указанные в заявлении, страховщик в течение трех рабочих дней со дня их получения по почте, а при личном обращении к страховщику - в день обращения обязан сообщить об этом потерпевшему с указанием полного перечня недостающих и (или) неправильно оформленных документов. Если документы представлены в электронной форме, страховщик должен направить в электронном виде уведомление о достаточности полученных документов либо уведомление, содержащее перечень недостающих и (или) неправильно оформленных документов, не позднее второго рабочего дня, следующего за датой получения им заявления и документов (п. 1 ст. 12 Закона N 40-ФЗ; п. 19 Указания Банка России от 14.11.2016 N 4190-У).
В течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия заявления страховщик обязан его рассмотреть и произвести страховую выплату либо направить мотивированный отказ в страховом возмещении (п. 21 ст. 12 Закона N 40-ФЗ; п. 4.22 Правил N 431-П).
В случае если необходимые документы представлены потерпевшим страховщику в виде электронных копий и им в установленном порядке запрошено подтверждение полученных сведений, срок осуществления страховой выплаты продлевается до дня получения страховщиком соответствующей информации, но не более чем на 20 календарных дней (п. 26 ст. 12 Закона N 40-ФЗ; п. 4.19 Правил N 431-П).
Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении страхового случая обязуется возместить вред, причиненный здоровью каждого потерпевшего, составляет 500 000 руб. (пп. "а" ст. 7 Закона N 40-ФЗ).
В случае реализации права на прямое возмещение убытков потерпевший вправе обратиться к страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность причинителя вреда, с требованием о возмещении вреда, причиненного его здоровью, при условии, что вред здоровью возник после предъявления требования о прямом возмещении убытков и потерпевший не знал о нем на момент предъявления требования о прямом возмещении убытков (п. п. 1 - 3 ст. 14.1 Закона N 40-ФЗ; п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 08.11.2022 N 31).
Между страховщиком и потерпевшим (выгодоприобретателем) может быть заключено соглашение об обмене необходимыми документами и информацией в электронной форме. В этом случае по выбору потерпевшего заявление о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и (или) прилагаемые к нему документы (информация) могут быть направлены страховщику через его официальный сайт или мобильное приложение в виде электронных копий или электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью либо усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Кроме того, заявление и документы могут быть поданы посредством Единого портала госуслуг либо с использованием финансовой платформы, обеспечивающей взаимодействие страховщика и потребителя финансовых услуг (если указанные ресурсы позволяют составить и представить соответствующее заявление и прилагаемые к нему документы в виде электронных копий или электронных документов).
Наличие вышеуказанного соглашения со страховщиком не требуется, в частности, в случае предоставления страховщику заявления о прямом возмещении убытков (прилагаемых к нему документов и информации) с использованием Единого портала госуслуг при оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции (п. 26 ст. 12 Закона N 40-ФЗ; п. п. 1, 3, 5 ч. 1 ст. 2 Закона от 20.07.2020 N 211-ФЗ; п. п. 3.6(1), 3.10 Правил N 431-П; п. 19 Указания Банка России N 4190-У).
Если выплата от страховщика не получена или получена не в полном размере, в рамках досудебного порядка урегулирования спора следует направить ему заявление в письменной или электронной форме, к которому должны быть приложены документы, обосновывающие требования. Страховщик должен рассмотреть указанное заявление в течение 15 рабочих дней, если оно направлено в электронном виде по утвержденной стандартной форме и со дня нарушения прав потерпевшего прошло не более 180 дней. В остальных случаях заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней (абз. 1, 3 п. 1, п. 2 ст. 16.1 Закона N 40-ФЗ; ч. 1, 2 ст. 16, п. 1 ч. 1 ст. 28 Закона от 04.06.2018 N 123-ФЗ; п. 5.4 Правил N 431-П; п. п. 1, 3, 17, 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18).
Если страховщик не удовлетворил заявленные требования либо не ответил в установленный срок, потерпевший, являющийся потребителем финансовых услуг, вправе направить обращение финансовому уполномоченному с приложением копий заявления, направленного страховщику, его ответа (при наличии), а также имеющейся копии договора ОСАГО и иных документов (ч. 4 ст. 16, ст. 17, п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона N 123-ФЗ; п. п. 92, 93 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 31).
По общему правилу решение по обращению должно быть принято в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем передачи обращения финансовому уполномоченному. Решение финансового уполномоченного вступает в силу по истечении 10 рабочих дней со дня его подписания и подлежит исполнению страховщиком (ч. 8, 9 ст. 20, ч. 1, 2 ст. 23 Закона N 123-ФЗ).
До принятия решения финансовый уполномоченный вправе направить страховщику свои предложения об урегулировании спора. Если в ходе рассмотрения спора между сторонами достигнуто соглашение, решение по обращению финансовым уполномоченным не принимается (ч. 1, 3 ст. 21 Закона N 123-ФЗ).
Если страховщиком не исполняется вступившее в силу решение либо условия соглашения, то для приведения их в исполнение финансовый уполномоченный в порядке и сроки, установленные законом, на основании заявления потерпевшего выдает удостоверение, являющееся исполнительным документом (ч. 3 - 5 ст. 23 Закона N 123-ФЗ).
Если финансовый уполномоченный в установленные сроки не принял решение по обращению потерпевшего, прекратил его рассмотрение, а также если потерпевший не согласен с решением финансового уполномоченного, по общему правилу он может обратиться в суд (ч. 1, 2 ст. 25 Закона N 123-ФЗ; п. п. 39, 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 18).
Если у причинителя вреда отсутствует договор ОСАГО или причинитель вреда неизвестен, а также если страховщик по ОСАГО банкрот и в отношении него открыто конкурсное производство или если у страховщика отозвана лицензия, вред, причиненный здоровью потерпевшего, может быть возмещен в виде компенсационной выплаты (п. 1 ст. 18 Закона N 40-ФЗ).
За получением такой выплаты нужно обращаться в профессиональное объединение страховщиков (РСА) (п. 1 ст. 19 Закона N 40-ФЗ).
В случае отказа в компенсационной выплате или при разногласиях по ее размеру обязательно направление РСА претензии (с приложением необходимых документов). Претензия должна быть рассмотрена РСА в течение 10 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня поступления (п. 4 ст. 19 Закона N 40-ФЗ).
Обращение к финансовому уполномоченному в целях досудебного урегулирования спора с РСА не предусмотрено (ч. 3 ст. 15 Закона N 123-ФЗ; п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 18).
Если страховая выплата по ОСАГО или компенсационная выплата недостаточна для компенсации вреда, причиненного здоровью потерпевшего, то в общем случае ему необходимо обратиться за возмещением вреда к его причинителю (ст. 1072 ГК РФ).
Чаще всего таковым является виновник ДТП, хотя возможно также предъявление требований к лицу, не являющемуся виновником ДТП (п. 1 ст. 1064 ГК РФ).
Так, в частности, если в результате ДТП был причинен вред лицом, управляющим ТС в силу исполнения обязанностей по трудовому договору (контракту) или гражданско-правовому договору, в том числе оказывающим водительские услуги по доверенности, то в общем случае требование о возмещении вреда предъявляется к собственнику ТС (абз. 2 п. 1 ст. 1064, п. 1 ст. 1068, п. 1 ст. 1079 ГК РФ; п. п. 19, 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 1).
Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (в частности, если они используют ТС), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (п. 1 ст. 1064, ст. 1079 ГК РФ).
Причинитель вреда должен возместить в полном объеме причиненный ущерб (за вычетом суммы произведенного страхового возмещения), а также, по общему правилу, компенсировать причиненный моральный вред (ст. ст. 1072, 1100 ГК РФ; пп. "б" п. 2 ст. 6 Закона N 40-ФЗ; п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 31).
При отсутствии у владельца ТС полиса ОСАГО вред, причиненный здоровью потерпевших, подлежит возмещению в размере не менее положенного в рамках ОСАГО (п. 6 ст. 4 Закона N 40-ФЗ).
Размер компенсации за причинение морального вреда потерпевший и причинитель вреда могут установить по соглашению между собой.
Для возмещения причиненного в результате ДТП вреда здоровью потерпевший вправе обратиться в суд (п. 1 ст. 11 ГК РФ; ч. 1 ст. 3 ГПК РФ).
В случае несогласия с вступившим в силу решением финансового уполномоченного, потерпевший вправе в течение 30 дней после дня вступления в силу указанного решения обратиться в суд и заявить требования к страховщику. Указанный срок может быть восстановлен судьей при наличии уважительных причин его пропуска (ч. 2, 3 ст. 25 Закона N 123-ФЗ; Вопрос 3 Разъяснений, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.03.2020; п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 18).
Иск об осуществлении компенсационной выплаты в случае признания страховщика банкротом и открытия в отношении него конкурсного производства, а также если у страховщика отозвана лицензия может быть предъявлен к РСА в течение трех лет со дня принятия арбитражным судом решения о признании страховщика банкротом и об открытии конкурсного производства или отзыва у страховщика лицензии.
Если виновник ДТП неизвестен или у него отсутствует полис ОСАГО, иск к РСА об осуществлении компенсационной выплаты может быть предъявлен в течение трех лет со дня ДТП (п. 6 ст. 18 Закона N 40-ФЗ).
На требования, непосредственно предъявляемые к причинителю вреда о возмещении вреда, причиненного здоровью, исковая давность не распространяется, однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска (ст. 208 ГК РФ).
В случае обращения с иском к страховщику по ОСАГО или РСА обязательно соблюдение установленного досудебного порядка урегулирования спора (п. 1 ст. 16.1, п. 4 ст. 19 Закона N 40-ФЗ; п. п. 1, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 18).
Споры о возмещении вреда, причиненного здоровью гражданина, рассматривают районные суды общей юрисдикции (п. 1 ч. 1 ст. 22, ст. 24 ГПК РФ; п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 1).
Для обращения в суд необходимо подготовить и подать исковое заявление с приложением необходимых документов (ст. ст. 131, 132 ГПК РФ).
Исковое заявление и документы к нему можно подать на бумажном носителе или, при наличии в суде технической возможности, в электронном виде в установленном порядке (ч. 1.1 ст. 3, ч. 1.1 ст. 35, ч. 1 ст. 131 ГПК РФ; ч. 2 ст. 7 Закона от 30.12.2021 N 440-ФЗ).
Иск к страховщику по ОСАГО о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья в результате ДТП, по выбору истца может быть подан в суд (ст. 28, ч. 2, 5, 7, 10 ст. 29 ГПК РФ; п. п. 1, 2, 119 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 31; п. п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17):
по адресу страховщика либо его филиала или представительства, заключившего договор ОСАГО или принявшего заявление об осуществлении страхового возмещения;
месту жительства или пребывания истца;
месту причинения вреда;
месту заключения либо месту исполнения договора ОСАГО.
Иски по спорам, связанным с компенсационными выплатами, подлежат рассмотрению по адресу РСА либо по адресу его филиала или представительства (ст. 28, ч. 2 ст. 29 ГПК РФ; п. 119 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 31).
Иск к причинителю вреда может быть подан в суд (ст. 28, ч. 2, 5, 10 ст. 29 ГПК РФ):
по адресу организации-ответчика либо ее филиала или представительства, если иск вытекает из их деятельности;
месту жительства гражданина - причинителя вреда;
месту жительства истца;
месту причинения вреда.
При подаче искового заявления о взыскании ущерба, причиненного здоровью, уплачивать госпошлину не нужно (пп. 3 п. 1, пп. 4 п. 2 ст. 333.36 НК РФ; п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 1).
Помощник прокурора Тимошенко Т.Е.
Постановка на воинский учет
Граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением следующих лиц (п. 1 ст. 8, п. 4 ст. 23 Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ):
освобожденных от исполнения воинской обязанности, в частности признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья;
проходящих военную службу;
женщин, не имеющих военно-учетной специальности;
постоянно проживающих за пределами РФ.
По общему правилу граждане состоят на воинском учете в военном комиссариате. Лица, имеющие офицерские воинские звания и пребывающие в запасе органов ФСБ России и СВР России, состоят на учете в этих органах (п. 1 ст. 10 Закона N 53-ФЗ).
В период с 1 января по 31 марта первоначальной постановке на воинский учет подлежат те лица мужского пола, которым в текущем году исполняется 17 лет. При получении повестки военного комиссариата они должны лично явиться в указанное в повестке время и место с соответствующими документами (п. п. 1, 4, 5 ст. 9 Закона N 53-ФЗ; п. 34 Положения N 719).
В целях организованного проведения первоначальной постановки на воинский учет военным комиссаром по согласованию с руководителями образовательных организаций муниципального образования назначается день явки на медицинское освидетельствование и заседание комиссии по постановке граждан на воинский учет, а также время и место проведения профессионального психологического отбора (п. 34 Положения N 719).
В то же время возможна постановка гражданина на воинский учет без его личной явки на основании сведений, содержащихся в соответствующих государственных информационных системах и ресурсах, а также сведений, представленных военными комиссариатами и полученных ими на основании запросов без проведения медицинского освидетельствования и медицинского обследования, а также профессионального психологического отбора, которые проводятся при последующей явке гражданина. Гражданам, поставленным на воинский учет без личной явки, при необходимости могут направляться в установленном порядке повестки (например, для проведения медицинского освидетельствования или получения документов воинского учета). Повестки направляются гражданам в письменной форме. Также предусмотрено дублирование повестки в электронной форме (п. 1.2 ст. 8, п. 3 ст. 9 Закона N 53-ФЗ; п. п. 16(1), 16(2), 34 Положения N 719).
До начала эксплуатации соответствующих государственных информационных систем и ресурсов постановка граждан на воинский учет без личной явки осуществляется без использования таких систем и ресурсов (ч. 2 ст. 9 Закона от 14.04.2023 N 127-ФЗ; п. 3 Постановления Правительства РФ от 25.07.2023 N 1211).
В течение всего календарного года первоначальной постановке на учет, в том числе путем включения соответствующих сведений в реестр воинского учета, подлежат те, кто был обязан явиться в указанные сроки, но не сделал этого, а также (п. 2 ст. 9 Закона N 53-ФЗ; п. 34 Положения N 719):
женщины после получения военно-учетной специальности;
лица, которые приобрели гражданство РФ;
отбывшие наказание в виде лишения свободы.
Вышеуказанным лицам нужно явиться в военный комиссариат для постановки на воинский учет в течение двух недель или подать заявление через Единый портал госуслуг или при наличии технической возможности региональный портал госуслуг (далее - портал госуслуг) в недельный срок со дня наступления соответствующего события (п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 10 Закона N 53-ФЗ).
Также граждане обязаны в двухнедельный срок явиться в военный комиссариат для постановки на воинский учет (при отсутствии уведомления от военного комиссариата об изменении сведений в автоматизированном режиме) либо в установленном порядке направить заявление (сообщение) через портал госуслуг в следующих случаях (п. 1 ст. 10, п. 3 ст. 50 Закона N 53-ФЗ; пп. "в", "г" п. 50 Положения N 719):
при исключении из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, за исключением установленных случаев, например кроме случаев увольнения в отставку;
при переезде на новое место пребывания, не подтвержденное регистрацией;
при возвращении в РФ после выезда за границу на срок более шести месяцев, так как перед выездом следовало сняться с воинского учета.
По общему правилу граждане обязаны состоять на воинском учете в военном комиссариате по месту жительства. Те, кто прибыл на место пребывания (на срок более трех месяцев) или проходит альтернативную гражданскую службу, должны встать на учет в военном комиссариате муниципального образования по месту пребывания (п. 2 ст. 8 Закона N 53-ФЗ; п. п. 7, 39 Положения N 719).
При обращении в военный комиссариат необходимо иметь при себе, в частности (п. 5.1 ст. 8 Закона N 53-ФЗ; пп. "б" п. 50 Положения N 719):
документ воинского учета, например удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, в том числе в форме электронного документа, или военный билет, а также персональную электронную карту (при наличии в документе воинского учета отметки о ее выдаче);
паспорт гражданина РФ и водительское удостоверение (при наличии).
Граждане, работающие в отдаленных местностях, по решению военного комиссара муниципального образования могут быть поставлены на воинский учет без явки в органы, осуществляющие воинский учет (п. 42 Положения N 719).
При выявлении оснований для постановки гражданина на воинский учет без личной явки военный комиссариат, в котором гражданин будет поставлен на воинский учет, определяется автоматически, о чем гражданину направляется уведомление. При этом гражданин может выразить отказ от постановки на воинский учет в данном военном комиссариате и указать иной военный комиссариат в течение пяти рабочих дней (п. 16(1) Положения N 719).
Гражданин должен встать на воинский учет даже в том случае, если у него отсутствует регистрация по месту жительства и месту пребывания. При этом ему не вправе отказать в постановке на учет по данному основанию.
Воинский учет таких граждан осуществляется военным комиссариатом по месту, которое гражданин указал в заявлении о постановке на воинский учет в качестве места его пребывания (учебы) (п. 2 ст. 8 Закона N 53-ФЗ).
Помимо указанного заявления гражданин должен представить в военный комиссариат сведения установленной формы о принятии (поступлении) на работу (учебу) или об увольнении (отчислении) с работы (из образовательной организации) (пп. "а" п. 50 Положения N 719).
Помощник прокурора Тимошенко Т.Е.
Постановка в центр занятости и получение пособий по безработице
Территориальный центр занятости населения принимает решение о назначении пособия по безработице одновременно с решением о признании гражданина безработным. Для этого необходимо зарегистрироваться в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы (п. п. 1, 2 ст. 3, п. 2 ст. 31 Закона от 19.04.1991 N 1032-1).
Пособие по безработице выплачивается независимо от основания увольнения, в том числе гражданам, уволенным по собственному желанию. Однако его размер и продолжительность выплаты зависят от основания увольнения (п. п. 1, 2 ст. 30, п. 4 ст. 31 Закона N 1032-1).
Особенностей постановки на учет в центре занятости и получения пособия по безработице в связи с коронавирусной инфекцией на данный момент не установлено.
Для постановки на учет в службе занятости и получения пособия по безработице рекомендуется следующее.
Подать в службу занятости населения в форме электронного документа заявление о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы вместе с резюме. В резюме указывается информация о себе, об уровне своей квалификации и о стаже работы. В заявлении необходимо указать, претендуете ли вы на признание вас безработным (п. 2 ст. 3 Закона N 1032-1; п. п. 4, 5 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.11.2021 N 1909; п. 6 Стандарта, утв. Приказом Минтруда России от 28.01.2022 N 27н).
Направить заявление и резюме в электронной форме в службу занятости можно с использованием Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России", Единого портала госуслуг или регионального портала госуслуг, в том числе при личном посещении органов службы занятости или МФЦ (п. 3.1 ст. 15, п. 1 ст. 16.2 Закона N 1032-1; п. 1, пп. "ж" п. 17, п. п. 21, 23 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.05.2022 N 867; п. п. 4, 16 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы; п. п. 7 - 9 Стандарта).
Заявление и резюме в электронной форме надо подписать простой электронной подписью, или усиленной квалифицированной электронной подписью, или усиленной неквалифицированной подписью в соответствии с установленными требованиями (п. 7 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы).
Далее должно прийти уведомление о принятии заявления, а также уведомление о постановке на регистрационный учет (п. п. 13, 15 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы).
Для регистрации могут понадобиться, в частности, следующие документы (ст. 5 Закона N 1032-1; ч. 6 ст. 7 Закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ; п. п. 20, 21 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы; Письмо Роструда от 14.04.2021 N 851-ТЗ; п. 10 Стандарта):
документ, удостоверяющий личность (например, паспорт гражданина РФ);
документы о трудовой деятельности, трудовом стаже (за периоды до 01.01.2020);
документы об образовании и (или) о квалификации, об ученых степенях и ученых званиях и документы, связанные с прохождением обучения, выданные на территории иностранного государства, и их нотариально удостоверенный перевод на русский язык;
документы об образовании и (или) о квалификации, об ученых степенях и ученых званиях, выдаваемые военными профессиональными образовательными организациями и военными образовательными организациями высшего образования, а также выданные в 1992 - 1995 гг. организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории РФ;
справка о среднем заработке, исчисленном работодателем по последнему месту работы (службы), по установленной форме (для ранее работавших);
документы, подтверждающие прекращение трудовой или иной деятельности в установленном законодательством РФ порядке;
документы, подтверждающие отнесение к категории граждан, испытывающих трудности в поиске подходящей работы, в частности к инвалидам; лицам предпенсионного возраста; одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, детей-инвалидов.
Представление некоторых документов зависит от категории обратившегося, а также возможности их получения службой занятости самостоятельно в порядке межведомственного взаимодействия (п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона N 210-ФЗ).
При этом необходимо учесть, что в отношении определенных жизненных ситуаций и бизнес-ситуаций могут быть разработаны технологические карты оказания комплекса государственных услуг (сервисов), полномочий и/или дополнительных услуг в соответствии с жизненной или бизнес-ситуацией, предоставление которых осуществляется по принципу "одного окна". Разработка технологических карт осуществляется в том числе с использованием Единой цифровой платформы "Работа в России". Посмотреть, осуществляет ли орган службы занятости населения субъекта РФ ведение регионального реестра жизненных и бизнес-ситуаций, можно на официальном сайте данного органа (п. п. 11 - 13 Методических рекомендаций, утв. Приказом Минтруда России от 23.03.2022 N 158).
Регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы по месту жительства, в отношении которых центрами занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными (п. 2 ст. 3 Закона N 1032-1; п. 3 Правил регистрации безработных граждан, утв. Постановлением N 1909).
Зарегистрированному гражданину центры занятости населения устанавливают дату явки для решения вопроса о признании его в качестве безработного не позднее 11-го дня со дня подачи заявления. Днем подачи заявления является день его принятия центром занятости населения при регистрации в целях поиска подходящей работы.
Органы занятости должны направить уведомление о дате явки в центр занятости населения для регистрации в качестве безработного в день постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы. При явке в центр занятости населения надо предъявить паспорт или документ, его заменяющий (п. п. 5, 7 Правил регистрации безработных граждан).
По общему правилу необходимые сведения, документы и достоверность указанных в заявлении данных служба занятости запрашивает и проверяет самостоятельно путем межведомственного взаимодействия (п. 2 ст. 3 Закона N 1032-1; п. 6 Правил регистрации безработных граждан; Информация Роструда).
При невозможности предоставления подходящей работы гражданину в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы он признается безработным с первого дня подачи им указанного заявления и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина (п. 2 ст. 3 Закона N 1032-1).
Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется путем внесения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения сведений о признании указанных граждан безработными. О постановке на регистрационный учет в качестве безработного гражданину направляется уведомление (п. п. 8, 9 Правил регистрации безработных граждан).
В некоторых случаях служба занятости может принять решение об отказе в признании гражданина безработным.
Сроки явки (не более двух раз в месяц) для перерегистрации в качестве безработных граждан устанавливаются службой занятости населения. Дата первой явки для перерегистрации устанавливается в день постановки безработного гражданина на регистрационный учет безработных граждан, дата каждой следующей явки - в день соответствующей перерегистрации безработного гражданина.
О дате следующего посещения служба занятости населения должна уведомить безработного (п. 14 Правил регистрации безработных граждан).
В общем случае пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными. Центр занятости населения должен направить уведомление о признании безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице не позднее следующего рабочего дня со дня издания соответствующего приказа. Начисление пособия по безработице осуществляется за фактическое количество дней безработицы (п. 2 ст. 3, п. 3 ст. 31 Закона N 1032-1; п. п. 6, 7, 10 Правил, утв. Приказом Минтруда России от 22.02.2019 N 116н).
Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии, что безработный гражданин проходит перерегистрацию в установленном Правительством РФ порядке и в сроки, установленные службой занятости населения, но не чаще двух раз в месяц (п. 6 ст. 31 Закона N 1032-1).
Пособие по безработице начисляется не авансовым платежом, а за фактическое количество дней безработицы, прошедших с даты регистрации заявления гражданина о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы до даты признания гражданина безработным. Последующие же выплаты, соответственно, начисляются за фактическое количество дней безработицы вместе с днем последней перерегистрации (Информация Прокуратуры г. Москвы, 2021).
По общему правилу пособие по безработице начисляется в зависимости от среднего заработка по последнему месту работы (службы), исчисленного в порядке, установленном Правительством РФ (по общему правилу - за три календарных месяца, предшествующих календарному месяцу перед месяцем увольнения), следующим образом (п. 1 ст. 33 Закона N 1032-1; п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.06.2023 N 1026):
в первые три месяца - в размере 75%;
в следующие три месяца - в размере 60%.
Пособие не может быть выше максимальной и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.
Пособие по безработице не может выплачиваться более шести месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев.
Сокращенный период выплаты пособия (не более трех месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев) установлен, в частности, для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), за некоторыми исключениями; граждан, в отношении которых отсутствуют сведения о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленном в порядке, установленном Правительством РФ, либо сведения о том, что они состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, или не менее 26 недель до увольнения в связи с призывом на военную службу; лиц, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва; граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ; граждан, уволенных по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявших в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель; граждан, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке; граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия. Таким лицам пособие по безработице выплачивается в минимальном размере, увеличенном на размер районного коэффициента (п. 4 ст. 31, п. 1 ст. 34 Закона N 1032-1).
Выплата пособия по безработице осуществляется с использованием карты "Мир". Также возможно перечисление выплат на банковский счет, не предусматривающий осуществления операций с использованием платежных карт, либо посредством наличных расчетов, в том числе почтовым переводом (пп. 2 ч. 5, ч. 5.4 ст. 30.5 Закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ; п. 2 Постановления Правительства РФ от 01.12.2018 N 1466; п. 2 Перечня, утв. Постановлением Правительства РФ N 1466).
Способ получения пособия необходимо указать в заявлении о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы (п. 11 Правил N 116н).
Необходимо учесть, что в случае направления органами службы занятости безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, на прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования в рамках заключенных соглашений за безработными гражданами в этот период сохраняется право на получение пособия по безработице, за исключением установленных случаев (п. п. 14(1), 15 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.05.2021 N 800).
Признанным безработными детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пособие по безработице выплачивается в течение шести месяцев со дня регистрации в качестве безработных в размере среднемесячной заработной платы в соответствующем субъекте РФ. По истечении указанного срока, а также при достижении этими лицами 23 лет пособие выплачиваются в размере минимальной величины пособия, увеличенной на размер районного коэффициента, в общеустановленные сроки (ст. 34.1 Закона N 1032-1).
Постановка на регистрационный учет в качестве безработного лиц предпенсионного возраста осуществляется в общеустановленном порядке.
Вместе с тем для граждан предпенсионного возраста, признанных безработными, увеличен период выплаты пособия по безработице.
Особенности постановки на учет в службе занятости для сокращенных работников не установлены.
Если работник уволен в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата и длительность периода его трудоустройства превышает один месяц, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц.
В исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить указанному работнику средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, при условии, что в течение 14 рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение двух месяцев со дня увольнения (ч. 2, 3 ст. 178 ТК РФ).
Для работников, сокращенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрен более длительный период выплаты среднего месячного заработка за период трудоустройства (ст. 318 ТК РФ).
Работодатель взамен выплат среднего месячного заработка за период трудоустройства вправе выплатить работнику единовременную компенсацию в размере двукратного среднего месячного заработка. Если работнику уже была произведена выплата среднего месячного заработка за второй месяц со дня увольнения, единовременная компенсация выплачивается ему с зачетом указанной выплаты (ч. 5 ст. 178 ТК РФ).
Пособие по безработице сокращенным работникам начисляется с первого дня после окончания периода, за который были выплачены выходное пособие, средний месячный заработок за период трудоустройства и (или) единовременная компенсация (п. 3 ст. 31 Закона N 1032-1).
Лица, зарегистрированные в качестве самозанятых, не могут быть признаны безработными. Для постановки на учет в качестве безработного необходимо сначала сняться с учета в качестве плательщика налога на профессиональный доход (ст. 2, п. п. 1, 3 ст. 3 Закона N 1032-1; ч. 5, 5.1, 12 - 15 ст. 5 Закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ).
Лица, утратившие статус самозанятых, признаются безработными и получают пособие по безработице в общем порядке.
Граждане, прекратившие регистрацию в качестве самозанятых, могут получить пособие по безработице при условии постановки на учет в центре занятости, в частности, путем подачи заявления в электронной форме на Едином портале госуслуг (п. 2 ст. 3, п. 3.1 ст. 15, п. 3 ст. 31 Закона N 1032-1; Информация Минкомсвязи России).
Центры занятости населения проверяют достоверность сведений о регистрации гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, в качестве самозанятого (п. 2 ст. 3 Закона N 1032-1).
В случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем, а также признания гражданина занятым ему прекращается выплачиваться пособие по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного (ст. 2, п. 2 ст. 35 Закона N 1032-1).
Если пособие получено незаконно, обманным путем, например путем введения в заблуждение, сокрытия факта занятости, представления подложных документов и недостоверной информации, гражданину необходимо возместить всю незаконно полученную сумму пособия, а также проценты за пользование чужими денежными средствами.
Взыскание незаконно полученного пособия производится в судебном порядке при отказе гражданина добровольно вернуть денежные средства (ст. ст. 395, 1102 ГК РФ; ч. 1 ст. 3 ГПК РФ; ст. 40 Закона N 1032-1).
Кроме того, при выявлении службой занятости случаев получения гражданами пособия по безработице обманным путем соответствующие материалы передаются в правоохранительные органы.
За незаконное получение пособия по безработице путем мошенничества предусмотрена ответственность:
административная - за мелкое хищение чужого имущества, стоимость которого не превышает 2 500 руб. (ст. 7.27 КоАП РФ);
уголовная - за хищение денежных средств путем представления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, а равно путем умолчания о фактах, влекущих прекращение выплаты пособия (ст. 159.2 УК РФ).
Помощник прокурора Тимошенко Т.Е.
Вызов врача на дом
Лица, на которых распространяется обязательное медицинское страхование (далее - застрахованные, ОМС), имеют право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями, осуществляющими деятельность в сфере ОМС. Такая помощь подлежит оказанию на всей территории РФ - в объеме, предусмотренном базовой программой ОМС, а на территории субъекта РФ, в котором выдан полис ОМС, - в объеме, установленном территориальной программой ОМС (п. 7 ст. 3, п. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 15, п. 1 ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46 Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ).
При обращении за медицинской помощью (за исключением случаев получения экстренной медицинской помощи) гражданин, застрахованный в рамках ОМС, в общем случае вправе по своему выбору вместо полиса ОМС на материальном носителе предъявить документ, удостоверяющий личность (для детей в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении) (п. 1 ч. 2 ст. 16 Закона N 326-ФЗ).
Не застрахованные по ОМС лица вправе обратиться в медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения за бесплатной скорой медицинской помощью. Также независимо от наличия полиса ОМС можно получить платные медицинские услуги, в том числе в рамках ДМС (ч. 1 ст. 35, ч. 1, 2 ст. 84 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).
Медицинская помощь может быть оказана на дому при вызове медицинского работника (далее - вызов врача на дом, вызов врача) (п. 2 ч. 3 ст. 32 Закона N 323-ФЗ).
К видам медицинской помощи, в рамках которых предусмотрен вызов врача на дом, относятся (п. п. 1, 3, 4 ч. 2, п. 2 ч. 3 ст. 32, ч. 6 ст. 33, ч. 1, 2 ст. 35, ч. 1, 3 ст. 36 Закона N 323-ФЗ):
скорая медицинская помощь, которая оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства;
первичная медико-санитарная помощь;
паллиативная медицинская помощь, включающая медицинские вмешательства, мероприятия психологического характера и уход, осуществляемые в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан и направленные на облегчение боли, других тяжелых проявлений заболевания.
Далее рассмотрим особенности вызова врача на дом в рамках первых двух видов медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам.
В рамках скорой медицинской помощи можно вызвать врача на дом, в частности, по телефонным номерам "03", "103", "112". Поводом для вызова скорой медицинской помощи являются, например, внезапные острые заболевания, состояния, обострения хронических заболеваний, представляющие угрозу жизни пациента, - нарушение сознания, дыхания, болевой синдром и др. (ч. 3 ст. 35 Закона N 323-ФЗ; п. 1 ч. 4 ст. 4 Закона от 30.12.2020 N 488-ФЗ; п. 1, пп. "а" п. 4, пп. "г" п. 7 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.11.2011 N 958; п. п. 9, 11, 13 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 20.06.2013 N 388н).
Также возможно вызвать врача по месту жительства (пребывания) больного для оказания ему первичной медико-санитарной помощи за счет ОМС. Вызов может быть доступен по номеру телефона медицинской организации, чаще всего номер регистратуры. Обычно этот номер указывается на сайте медицинской организации (пп. "а" п. 4, пп. 1 п. 7 Положения, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н; п. 4 Приложения N 4 к данному Положению; пп. "ж" п. 35 Российской системы и плана нумерации, утв. Приказом Минцифры России от 31.01.2022 N 75; п. 3 Таблицы N 14 Приложения N 14 к Российской системе и плану нумерации; п. 4 разд. III Методических рекомендаций, направленных Письмом Минздрава России от 15.04.2022 N 17-6/И/2-6047).
Помощник прокурора Тимошенко Т.Е.