"ПРОКУРАТУРА РАЗЪЯСНЯЕТ..."

Установка видеонаблюдения в жилом доме
Действующее федеральное законодательство и нормативно-правовые акты Новосибирской области не предусматривают необходимости согласовывать с государственным или муниципальным органом установку видеонаблюдения, а также не содержит запрета на установку камер видеонаблюдения.
В многоквартирном доме (МКД) существует общая долевая собственность собственников помещений на имущество дома, в том числе на межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, коридоры. Каждый собственник помещения в МКД вправе владеть и пользоваться общим имуществом наряду с иными собственниками, если иной порядок не определен решением собственников помещений или законом (п. п. 1, 3 ст. 259.1, п. 1 ст. 259.3, п. 2 ст. 287.4, п. 1 ст. 287.5, п. 1 ст. 290 ГК РФ; ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).
Вопрос об установке видеонаблюдения в МКД решается на общем собрании собственников помещений (ч. 2 ст. 36, ч. 1 ст. 44 ЖК РФ).
Внеочередное общее собрание может быть созвано в том числе по инициативе любого из собственников помещений. Собрание по вопросу установки видеонаблюдения будет правомочно, только если в нем примут участие собственники или их представители, обладающие более чем 50% общего числа голосов (ч. 2, 3 ст. 45 ЖК РФ).
В общем собрании собственников помещений в течение года со дня выдачи разрешения на ввод дома в эксплуатацию вправе принимать участие лица, принявшие от застройщика помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче. Голоса указанных лиц учитываются при расчете кворума (ч. 1.1 ст. 44 ЖК РФ; Письмо Минстроя России от 26.02.2020 N 5607-ОГ/04).
В повестку дня собрания необходимо включить вопрос о необходимости установки видеонаблюдения.
Следует учесть, что внеочередное общее собрание собственников помещений по вопросам, которые ранее уже рассматривались на общем собрании и по которым были приняты решения, может быть созвано по истечении установленного срока размещения протокола и решений ранее проведенного собрания в ГИС ЖКХ или региональной информационной системе (при условии обеспечения размещения указанных документов в ГИС ЖКХ в автоматизированном режиме) (ч. 2.2 ст. 45 ЖК РФ).
На общем собрании следует выяснить, заинтересованы ли жильцы в установке камер, и если да, то определить количество и вид камер, места их установки, размер расходов на обслуживание системы видеонаблюдения, порядок доступа к полученной информации, ее использования и хранения и поручить уполномоченному лицу (например, одному из собственников или ТСЖ) заключить с подрядной организацией соответствующий договор (п. 8 ст. 138, ч. 3 ст. 164 ЖК РФ).
Решение по вопросу установки видеонаблюдения принимается большинством голосов от общего числа голосов собственников, принимающих участие в собрании, если данная установка не повлечет за собой использования общего имущества собственников помещений иными лицами. В противном случае решение об установке видеонаблюдения должно быть принято большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД.
Принятое решение общего собрания собственников об установке системы видеонаблюдения будет обязательным для всех собственников помещений в МКД, в том числе для тех, которые не участвовали в голосовании (п. 3 ч. 2 ст. 44, ч. 1, 5 ст. 46 ЖК РФ; Письмо Минстроя России от 30.09.2022 N 50274-МС/04).
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляется протоколом.
Места установки камер необходимо выбирать таким образом, чтобы видеозапись не была направлена на фиксирование перемещений какого-либо конкретного жильца, иначе он может посчитать нарушенным свое право на частную жизнь и потребовать демонтажа камеры и привлечения виновных лиц к уголовной ответственности (ст. ст. 23, 24 Конституции РФ; ст. 304 ГК РФ; ч. 1 ст. 137 УК РФ; п. 1 ст. 3, п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ).
Необходимо учесть, что обычные граждане и юридические лица не вправе устанавливать и использовать скрытые видеокамеры (технические средства для негласного визуального наблюдения) (ст. 6 Закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ; п. 2 Перечня видов специальных технических средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.07.1996 N 770).
Кроме того, необходимо установить таблички, предупреждающие о ведении видеонаблюдения в целях безопасности.
Заместитель прокурора М.Н. Русин
Установление факта нахождения на иждивении для назначения пенсии в связи со смертью кормильца
Чаще всего факт нахождения лица на иждивении умершего кормильца устанавливает суд в порядке особого производства (п. 1 ч. 1 ст. 262, п. 2 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ).
В связи с потерей кормильца нетрудоспособным членам его семьи назначается, в частности, страховая пенсия. Право на нее возникает, как правило, если члены семьи умершего кормильца находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. В этом случае члены семьи признаются состоявшими на иждивении умершего кормильца (п. 1 ст. 3, п. 3 ст. 6, ч. 1, 3 ст. 10 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
При этом понятие "иждивение" не исключает наличие у лица (члена семьи) умершего кормильца какого-либо собственного дохода. При признании помощи умершего кормильца основным и постоянным источником средств существования члена его семьи учитывается соотношение между объемом ранее оказываемой кормильцем помощи и собственным доходом члена семьи. Указанная помощь может выражаться не только в денежной форме, но и в осуществлении необходимого члену семьи постоянного ухода за ним, связанного со значительными материальными затратами в целях поддержания жизнеобеспечения данного члена семьи и удовлетворения его жизненных нужд и потребностей (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 21.06.2021 N 5-КГ21-25-К2).
Отдельным членам семьи страховая пенсия по потере кормильца назначается независимо от того, были ли они на иждивении умершего. К таким членам семьи относятся (ч. 1, п. п. 2, 2.1 ч. 2 ст. 10 Закона N 400-ФЗ):
один из родителей, супруг либо дедушка, бабушка умершего независимо от возраста и трудоспособности, а также его совершеннолетние брат, сестра, ребенок. Пенсия таким лицам назначается, если они не работают и осуществляют уход за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по потере кормильца;
супруги граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, погибших (умерших) вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, а также военнослужащих, погибших (умерших) вследствие военной травмы, из числа лиц:
проходивших военную службу по призыву или по контракту;
призванных на военную службу по мобилизации;
проходивших службу в войсках национальной гвардии РФ и имеющих специальное звание полиции.
Право на пенсию у таких лиц возникает, если они не вступили в повторный брак и заняты уходом за детьми погибшего (умершего) кормильца в возрасте до 23 лет, имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца. При этом указанные супруги не должны получать пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с Законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ и Законом от 12.02.1993 N 4468-1.
По общему правилу иждивение детей умершего кормильца предполагается и не требует доказательств. Поэтому, если заявитель относитесь к таким членам семьи умершего кормильца, факт нахождения на его иждивении устанавливать не требуется.
При этом, например, совершеннолетние дети, обучающиеся очно по основным образовательным программам в образовательных организациях (но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет), осуществлявшие на день смерти кормильца работу (иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию), признаются состоявшими на иждивении кормильца в случае, если они получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (ч. 4 - 4.2 ст. 10 Закона N 400-ФЗ).
Необходимо доказать нетрудоспособность и то, что заявитель находился на иждивении умершего кормильца (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ).
В качестве доказательств могут использоваться документы (сведения), подтверждающие указанные обстоятельства (например, подтверждающие инвалидность, в некоторых случаях - ее получение до достижения 18 лет, или очное обучение по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, или осуществление (неосуществление) ребенком на день смерти кормильца работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию), а также документы, подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем (в частности, свидетельство о рождении и (или) свидетельство о заключении брака). Нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении подтверждается, в частности, сведениями, содержащимися в государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере", о доходах всех членов семьи (пп. "в" п. 10, пп. "а", "в", "и(1)", "к", "к.1" п. 11, п. п. 83, 91 Перечня, утв. Приказом Минтруда России от 04.08.2021 N 538н).
В заявлении нужно указать следующие сведения (ст. 24, ч. 2 ст. 131, ч. 1 ст. 263, ст. ст. 265, 267 ГПК РФ):
Наименование районного суда, в который подается заявление.
Сведения о заявителе: фамилию, имя, отчество (последнее при наличии), дату и место рождения, место жительства или место пребывания и один из идентификаторов (в частности, СНИЛС, ИНН либо серия и номер документа, удостоверяющего личность), а также по желанию - контактный телефон и адрес электронной почты. Если заявление подается представителем, указываются также установленные сведения о нем.
Сведения о заинтересованных лицах. Обычно в качестве таковых выступают другие иждивенцы.
Информацию о том, для какой цели необходимо установить факт нахождения на иждивении, и об обстоятельствах, на которых основывается требование, а также доказательства, подтверждающие невозможность получения надлежащих документов или восстановления утраченных документов.
Перечень прилагаемых к заявлению документов.
К заявлению необходимо приложить следующие документы (ст. 132, ч. 1 ст. 263 ГПК РФ):
доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя (при наличии представителя);
документы, обосновывающие требования;
уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий заявления и приложенных к нему документов, которые у данных лиц отсутствуют (в том числе в случае подачи заявления и соответствующих документов в электронном виде);
документ, подтверждающий уплату госпошлины или право на получение льготы по ее уплате, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера госпошлины или об освобождении от ее уплаты.
Заявление и документы к нему могут быть поданы в суд на бумажном носителе или, при наличии в суде технической возможности, в электронном виде в установленном порядке (ч. 1.1 ст. 3, ч. 1.1 ст. 35, ч. 1 ст. 131 ГПК РФ; ч. 2 ст. 7 Закона от 30.12.2021 N 440-ФЗ).
Для установления факта нахождения на иждивении необходимо обратиться в районный суд по месту жительства (ст. ст. 24, 266 ГПК РФ).
Если при подаче заявления или рассмотрении дела устанавливается наличие спора о праве, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет право разрешить спор в порядке искового производства (п. 1 ч. 1 ст. 262, ч. 3 ст. 263 ГПК РФ).
По общим правилам искового производства гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд (ч. 1 ст. 154, ч. 1 ст. 263 ГПК РФ).
В общем случае копия решения суда вручается под расписку или направляется не позднее пяти дней после дня его принятия и (или) составления (ч. 1 ст. 214 ГПК РФ).
При наличии в суде технической возможности решение (его копия) может направляться в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, в установленном порядке (ч. 1 ст. 35, ч. 1, 2 ст. 214 ГПК РФ; ч. 2 ст. 7 Закона N 440-ФЗ).
Решение суда по заявлению об установлении факта нахождения на иждивении является документом, подтверждающим такой факт (ст. 268 ГПК РФ).
Заместитель прокурора М.Н. Русин
Выплаты работнику при увольнении в связи с ликвидацией организации
При увольнении в связи с ликвидацией организации работнику выплачивается зарплата за период работы перед увольнением, компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие и иные выплаты, предусмотренные законодательством, а также трудовым или коллективным договором.
При увольнении работника в связи с ликвидацией организации работнику полагаются следующие выплаты.
Выплаты согласно трудовому законодательству
В случае расторжения трудового договора в связи с ликвидацией организации работодатель обязан выплатить работнику следующие суммы (ч. 1 ст. 127, ч. 1, 2, 8 ст. 178, ч. 3 ст. 180 ТК РФ):
заработную плату за период работы перед увольнением, премии, надбавки и иные выплаты;
денежную компенсацию за все неиспользованные отпуска;
выходное пособие в размере среднего месячного заработка (если трудовым либо коллективным договором не предусмотрен повышенный размер пособия).
При этом всем работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации, независимо от даты увольнения, а также от способа подсчета среднего месячного заработка выходное пособие должно выплачиваться в размере не меньше заработной платы, которую работник получал за месяц в период трудовой деятельности (Постановление Конституционного Суда РФ от 13.11.2019 N 34-П);
дополнительную компенсацию в размере среднего заработка пропорционально времени до истечения срока предупреждения об увольнении, если работодатель увольняет работника с его согласия до истечения двухмесячного срока предупреждения об увольнении;
средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, если длительность периода трудоустройства работника превышает один месяц.
В исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить работнику средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, при условии, что в течение 14 рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение двух месяцев со дня увольнения (ч. 3 ст. 178 ТК РФ).
Работник имеет право на средний месячный заработок за период трудоустройства, даже если он на момент увольнения с основной работы продолжает работать по совместительству у другого работодателя (Постановление Конституционного Суда РФ от 22.11.2024 N 54-П).
Работодатель взамен среднего месячного заработка за период трудоустройства вправе выплатить работнику единовременную компенсацию в размере двукратного среднего месячного заработка.
При ликвидации организации средний месячный заработок за период трудоустройства и (или) единовременная компенсация в любом случае должны быть выплачены до завершения ликвидации организации (ч. 5, 6 ст. 178 ТК РФ; пп. "а" п. 1 ст. 21 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
Выплаты, предусмотренные трудовым или коллективным договором
Трудовой или коллективный договор могут предусматривать дополнительные случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливать повышенные размеры выходных пособий и (или) единовременной компенсации, за исключением отдельных случаев. Ограничения установлены в отношении некоторых категорий работников, например руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных или муниципальных учреждений. При прекращении трудовых договоров с такими работниками совокупный размер производимых им выплат не может превышать их трехкратный средний месячный заработок. При определении совокупного размера не учитываются, в частности, установленные законодательством размеры среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации (ч. 8 ст. 178, ч. 1, 4, 5 ст. 349.3 ТК РФ).
Связанные с увольнением компенсации облагаются НДФЛ в части, превышающей трехкратный (шестикратный - при увольнении из "северных" организаций) размер среднего месячного заработка (п. 1 ст. 217 НК РФ).
Особенности для отдельных категорий работников
Для некоторых категорий работников предусмотрены особенности в части выплат при ликвидации организации, а именно (ч. 3 ст. 292, ч. 3 ст. 296, ч. 2, 3 ст. 318 ТК РФ; п. 15 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017):
работникам, заключившим трудовой договор на срок до двух месяцев, выходное пособие в размере среднего месячного заработка при увольнении, как правило, не выплачивается;
сезонным работникам выходное пособие выплачивается в размере двухнедельного среднего заработка;
совместителям средний заработок на период трудоустройства не сохраняется;
работникам организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается средний месячный заработок за второй и третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, если длительность периода трудоустройства превышает соответственно один или два месяца. По решению органа службы занятости населения работнику выплачивается средний месячный заработок последовательно за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на соответствующий месяц, при соблюдении совокупности условий:
если в течение 14 рабочих дней после увольнения работник обратился в орган службы занятости населения;
работник не был трудоустроен указанным органом в течение соответственно трех, четырех и пяти месяцев со дня увольнения;
имеются исключительные обстоятельства, связанные с социальной незащищенностью работника, отсутствием у него средств к существованию, наличием на иждивении нетрудоспособных членов семьи и т.п.
Работник организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеет право на средний месячный заработок за период трудоустройства, даже если он на момент увольнения с основной работы продолжает работать по совместительству у другого работодателя (Постановление Конституционного Суда РФ N 54-П).
Работникам организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, работодатель также вправе выплатить взамен среднего месячного заработка за период трудоустройства единовременную компенсацию в размере пятикратного среднего месячного заработка. При этом средний месячный заработок за период трудоустройства и (или) единовременная компенсация должны быть выплачены до завершения ликвидации организации (ч. 5, 6 ст. 318 ТК РФ; пп. "а" п. 1 ст. 21 Закона N 129-ФЗ).
Если работник не принят на новую работу и заболел (получил травму) в течение 30 календарных дней со дня увольнения, то он имеет право на получение пособия по временной нетрудоспособности (ч. 2 ст. 5 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ).
Заместитель прокурора М.Н. Русин
Документы, необходимые для заключения трудового договора
При устройстве на работу работодатель вправе потребовать (ч. 1 ст. 65, ч. 2 ст. 331 ТК РФ; ст. 7 Закона от 01.04.2019 N 48-ФЗ; п. 9 ч. 1 ст. 10 Закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ; ч. 2 ст. 16 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ; п. 87 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 27.09.2019 N 660; п. 76 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 02.11.2020 N 746; Письмо МВД России от 26.07.2018 N 1/8552, Минтруда России от 06.07.2018 N 14-2/10/В-4658, Минкомсвязи России от 06.07.2018 N АК-П13-062-14725):
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности, за исключением случаев, если трудовой договор заключается впервые или гражданин поступает на работу на условиях совместительства;
документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа;
документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию, например, с педагогической деятельностью - в бумажном виде или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица МВД России;
справку о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, подвергнутые такому наказанию (например, работа, непосредственно связанная с обеспечением транспортной безопасности), - в бумажном виде или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица МВД России.
В отдельных случаях с учетом категории работника или специфики работы при заключении трудового договора необходимо предъявить дополнительные документы, в частности (ч. 3, 4, 5 ст. 63, ст. ст. 65, 283, 324, ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ; ст. 2, п. 4 ст. 13, п. 1 ст. 13.3 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ; ч. 1 ст. 8 Закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ; п. 11.3 Перечня, утв. Приказом Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31.12.2020; Постановление Правительства РФ от 22.07.2013 N 613; п. 3 Приложения к Приказу Минпросвещения России от 18.09.2020 N 508; Доклад, утв. Рострудом):
письменное согласие одного из родителей (попечителя) на заключение трудового договора с лицом, не достигшим возраста 15 лет;
разрешение органа опеки и попечительства на заключение трудового договора с лицом, не достигшим возраста 14 лет, а также письменное согласие органа опеки и попечительства или иного законного представителя на заключение трудового договора с лицом из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 14 лет;
справку о характере и условиях труда по основному месту работы - для внешних совместителей при приеме на работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
медицинское заключение об отсутствии противопоказаний для работы и проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - для лиц, привлекаемых на работу в указанные районы и местности из других территорий;
договор (полис) ДМС - для временно пребывающих в РФ высококвалифицированных специалистов, за некоторыми исключениями;
разрешение на работу или патент - для временно пребывающих в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, за некоторыми исключениями;
разрешение на временное проживание, разрешение на временное проживание в целях получения образования или вид на жительство - соответственно для временно или постоянно проживающих в РФ иностранных граждан, за некоторыми исключениями;
сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера - для граждан, претендующих на замещение некоторых должностей, в частности на замещение должностей государственной службы, должностей, включенных в специальные перечни, в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях;
характеристику обучающегося и справку о периоде обучения, выданные организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в которой он обучается, - для лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования, при допуске их к занятию педагогической деятельностью по общеобразовательным программам.
При устройстве на работу работодатель не вправе требовать представлять документы, помимо предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Вместе с тем их можно представить их по своей инициативе (ч. 3 ст. 65 ТК РФ).
К документам, которые работодатель может попросить вас представить дополнительно и которые вы можете предоставить по собственной инициативе, относятся, в частности:
свидетельство о постановке на учет в налоговом органе с присвоением ИНН (п. 1 ст. 83, п. 2 ст. 84 НК РФ).
Налоговые органы не вправе отказать налоговому агенту в приеме представляемой в налоговый орган налоговой отчетности, в которой в сведениях об отдельных физических лицах - получателях доходов не указан ИНН по причине его отсутствия (Письмо МНС России от 27.02.2001 N БГ-6-12/169@), поэтому свидетельство о присвоении ИНН к обязательным при устройстве на работу документам не относится;
свидетельства о рождении детей. Эти документы потребуются, если гражданин планирует получать вычеты по НДФЛ, пользоваться гарантиями и компенсациями, предусмотренными для работников, имеющих детей (ст. ст. 254 - 263, 264 ТК РФ; пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ);
сведения о себе, необходимые работодателю и территориальному органу Фонда пенсионного и социального страхования РФ для выплаты страхового обеспечения (ч. 1 ст. 2.2, ч. 13 ст. 13 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ).
Заместитель прокурора М.Н. Русин
Категории граждан, которые имеют право на льготы и меры соцподдержки
Категории граждан с приведением отдельных льгот и мер социальной поддержки для них.
Инвалидам и детям-инвалидам на федеральном уровне предоставляются, в частности, следующие льготы и меры социальной поддержки (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ; п. п. 78, 79 ст. 217, пп. 2 п. 1 ст. 218, пп. 1 п. 3 ст. 356.1, пп. 2 - 4 п. 5 ст. 391, пп. 2, 3 п. 1 ст. 407 НК РФ; ст. 10, ч. 3 ст. 11, ст. ст. 17, 19 - 21, ч. 1 ст. 28.1 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ; п. п. 8, 9 ст. 6.1 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ; пп. 1, 2 п. 1, п. 2 ст. 11 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ; ч. 5 ст. 36, ч. 4 ст. 68, ст. 79 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ; ст. 9 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ; абз. 7 п. 1 Указа Президента РФ от 02.10.1992 N 1157):
страховая или социальная пенсия по инвалидности;
ежемесячная денежная выплата;
государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг;
частичная компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг;
гарантии в ряде случаев по обеспечению жильем;
гарантии в сфере трудовой деятельности и образования, в том числе право на государственную социальную стипендию;
проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг за счет федерального бюджета;
обслуживание вне очереди в магазинах, на предприятиях общественного питания, в учреждениях здравоохранения, образования, культуры и других организациях, обслуживающих население;
налоговые льготы (например, по НДФЛ, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу (в отдельных случаях на федеральной территории "Сириус"));
освобождение от обложения НДФЛ некоторых доходов, например ежемесячной денежной выплаты, государственной социальной помощи.
Ветеранам боевых действий и участникам ВОВ на федеральном уровне предоставляются, в частности, следующие льготы и меры социальной поддержки (п. 79 ст. 217, пп. 1 п. 3 ст. 356.1, пп. 4 п. 5 ст. 391, пп. 4 п. 1 ст. 407 НК РФ; пп. 1, 3, 5, 13 п. 1 ст. 15, пп. 1, 3, 5, 11, 17 п. 1, пп. 4, 6, 8 п. 2, пп. 3 п. 3 ст. 16, п. 1 ст. 23.1 Закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ; п. п. 2, 3 ст. 6.1 Закона N 178-ФЗ):
льготы по пенсионному обеспечению;
частичная компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг;
обеспечение в ряде случаев жильем за счет средств федерального бюджета;
гарантии в сфере трудовой деятельности;
государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг;
ежемесячная денежная выплата;
налоговые льготы (например, по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу (в отдельных случаях на федеральной территории "Сириус"));
освобождение от обложения НДФЛ некоторых доходов, например государственной социальной помощи.
3. Федеральным законодательством для семей с тремя и более детьми установлены, в частности, следующие льготы и меры социальной поддержки (пп. 6 ст. 39.5 ЗК РФ; ст. 262.2 ТК РФ; пп. 2 п. 3 ст. 356.1, пп. 10 п. 5 ст. 391, п. 6.1 ст. 403 НК РФ; ч. 2, 4, 5 - 5.3, 7, 8 ст. 1 Закона от 03.07.2019 N 157-ФЗ; ч. 3, 4 ст. 3 Закона от 30.04.2021 N 118-ФЗ):
предоставление земельного участка в собственность бесплатно в случаях и порядке, установленных региональным законодательством;
предоставление отпуска в удобное время до достижения младшим из детей возраста 14 лет;
налоговые льготы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц и в отдельных случаях на федеральной территории "Сириус" - по транспортному налогу;
при определенных условиях полное или частичное погашение за счет бюджетных средств обязательств заемщика по ипотечному жилищному кредиту (займу) на сумму не более 450 000 руб.
Кроме того, увеличение у заемщика по ипотечному кредиту, количества иждивенцев (в связи с рождением детей) с одновременным снижением его среднемесячного дохода свидетельствует о трудной жизненной ситуации и является одним из условий предоставления ему льготного периода в установленном порядке (приостановления исполнения обязательств либо уменьшения размера платежей на определенный срок) (п. 6 ч. 1 ст. 3, п. 4 ч. 1, п. 5 ч. 2 ст. 6.1-1 Закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ).
4. Малоимущим семьям (одиноко проживающим гражданам) могут предоставляться, в частности (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ; п. 79 ст. 217 НК РФ; ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 159 ЖК РФ; ст. 7, ч. 1 ст. 8, ст. ст. 11, 12 Закона N 178-ФЗ; п. 1 ч. 1 ст. 20 Закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ):
государственная социальная помощь в виде денежных выплат и натуральной помощи;
бесплатная юридическая помощь;
субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг;
обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма;
освобождение от обложения НДФЛ некоторых доходов, например государственной социальной помощи.
5. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются, в частности, следующие льготы и меры социальной поддержки (ст. 109.1 ЖК РФ; пп. 9 п. 3 ст. 333.35 НК РФ; ст. 6, п. 1 ст. 7, ст. 8, п. 1 ст. 9, ст. 10 Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ; п. 6 ст. 5 Закона N 166-ФЗ; п. 4 ч. 1 ст. 20 Закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ; ч. 5 ст. 36, ч. 4 ст. 68, ч. 5, 7, 9 ст. 71 Закона N 273-ФЗ; ч. 2 ст. 4, ст. 6 Закона N 400-ФЗ):
страховая пенсия на случай потери кормильца или социальная пенсия;
гарантии и выплаты в сфере образования;
бесплатная медицинская помощь;
содействие занятости, в том числе назначение социальных выплат;
обеспечение благоустроенным жильем по окончании пребывания в государственных и негосударственных учреждениях для детей-сирот или в приемных семьях;
бесплатная юридическая помощь;
освобождение от уплаты госпошлины за выдачу паспорта.
Также такие дети имеют право на устройство в семью, под опеку или попечительство (ст. 123 СК РФ).
6. Меры социальной поддержки ветеранов труда на федеральном уровне не предусмотрены.
7. Пенсионерам с учетом основания назначения пенсии могут предоставляться, в частности (ст. 128 ТК РФ; п. 10 ст. 220, пп. 8 п. 5 ст. 391, пп. 10 п. 1 ст. 407 НК РФ; ст. 34 Закона от 19.02.1993 N 4520-1; п. 5 ч. 1 ст. 20 Закона N 324-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 01.04.2005 N 176):
компенсация расходов на оплату стоимости проезда по территории РФ к месту отдыха и обратно (для неработающих пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях);
бесплатная юридическая помощь;
отпуск без сохранения заработной платы;
налоговые льготы (например, по НДФЛ, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц).
8. Реабилитированным лицам предоставляются, в частности (ст. ст. 1.1 - 5, 13, 15, 16.1, 17 Закона от 18.10.1991 N 1761-1; ст. 6 Закона от 22.12.2014 N 421-ФЗ; п. 2 Указа Президента РФ от 08.06.1996 N 858; п. п. 1, 2 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.03.1992 N 160):
единовременная денежная компенсация из расчета 75 руб. за каждый месяц лишения свободы или пребывания в психиатрических лечебных учреждениях, но не более 10 000 руб.;
компенсация стоимости имущества, конфискованного, изъятого и вышедшего иным путем из их владения в связи с репрессиями (в том числе конфискованного жилого дома), либо возврат такого имущества;
обеспечение жилыми помещениями при возвращении на прежнее место жительства в порядке, установленном законодательством субъектов РФ.
При этом принятие на учет для обеспечения жилыми помещениями родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении детей реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, в местностях и населенных пунктах, где проживали их родители до применения к ним репрессий, в том числе в г. Москве, осуществляется без соблюдения условий, установленных жилищным законодательством для иных категорий граждан (п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 10.12.2019 N 39-П).
Заместитель прокурора М.Н. Русин
Меры соцподдержки для участников ВОВ
К ветеранам ВОВ относятся: участники ВОВ; лица, задействованные для нужд обороны или осуществлявшие деятельность на военных объектах; труженики тыла; лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда", или знаком "Житель осажденного Севастополя", или знаком "Житель осажденного Сталинграда" (далее также - жители блокадного Ленинграда, осажденного Севастополя или осажденного Сталинграда) (п. 1 ст. 2 Закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ).
Практически все категории лиц, относящихся к участникам ВОВ, имеют право, в частности, на следующие меры социальной поддержки (пп. 1 п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 15 Закона N 5-ФЗ; п. 2 ст. 6.1, ч. 1 ст. 6.2 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ):
льготы по пенсионному обеспечению;
однократное обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, независимо от их имущественного положения;
компенсацию установленных расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 50%;
внеочередную установку квартирного телефона;
сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым они были прикреплены в период работы до выхода на пенсию;
обеспечение протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями;
внеочередной прием в организации социального обслуживания, предоставляющие услуги в стационарной и полустационарной форме, а также внеочередное обслуживание организациями, предоставляющими услуги в форме социального обслуживания на дому;
государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг (в частности, обеспечение в установленном объеме лекарственными препаратами, предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно).
Гражданам РФ - участникам ВОВ, которые постоянно проживают на территории РФ, в Латвийской, Литовской и Эстонской республиках, производится ежегодная денежная выплата к Дню Победы в размере 10 тыс. руб. (п. 1 Указа Президента РФ от 24.04.2019 N 186).
Кроме того, участникам ВОВ полагается дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в размере 500 или 1 000 руб. в зависимости от категории участника ВОВ (пп. "а", "б" п. 1 Указа Президента РФ от 30.03.2005 N 363).
Лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда", или знаком "Житель осажденного Севастополя", или знаком "Житель осажденного Сталинграда", имеют право на те же меры социальной поддержки, что были указаны выше для участников ВОВ, за исключением компенсации установленных расходов на оплату жилья и коммунальных услуг. Эта компенсация предоставляется только лицам, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (не являющихся следствием противоправных действий данных лиц) (ст. 18 Закона N 5-ФЗ; п. 5 ст. 6.1, ч. 1 ст. 6.2 Закона N 178-ФЗ; п. 6.4 Приложения 2 к Соглашению).
Кроме того, лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", знаком "Житель осажденного Севастополя" или знаком "Житель осажденного Сталинграда", полагается дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в размере 500 руб. (пп. "г" п. 1, п. п. 1.1, 1(2) Указа Президента РФ N 363).
Лица, задействованные для нужд обороны или осуществлявшим деятельность на военных объектах, имеют право на те же меры социальной поддержки, что были приведены выше для участников ВОВ, за исключением следующих. Так, при установке квартирного телефона, а также при приеме в организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарной и полустационарной форме, данные лица имеют преимущество, но не первоочередное право, каким пользуются участники ВОВ. Также федеральным законодательством не предусмотрена компенсация им расходов на оплату жилья и коммунальных услуг. Кроме того, право на однократное обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем имеют только ветераны данной категории, признанные инвалидами, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений (п. 1 ст. 19 Закона N 5-ФЗ; п. 6 ст. 6.1, ч. 1 ст. 6.2 Закона N 178-ФЗ).
В общем случае меры социальной поддержки труженикам тыла определяются нормативными актами субъектов РФ. Как правило, данная категория ветеранов ВОВ имеет, в частности, право на бесплатный проезд железнодорожным пригородным транспортом и на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси).
Полномочия по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов ВОВ переданы для осуществления органам государственной власти субъектов РФ, которые, в свою очередь, могут передать их органам местного самоуправления. При этом объем средств бюджета, направляемых на обеспечение их жильем, определяется исходя из общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту РФ.
По письменному заявлению ветерана ВОВ, нуждающегося в улучшении жилищных условий, обеспечение его жильем может осуществляться путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из указанных выше параметров. Порядок предоставления ветеранам жилых помещений, а также соответствующей единовременной денежной выплаты устанавливается законодательством субъектов РФ (п. п. 1, 2, пп. 2 п. 3, п. п. 3.1, 11, 12 ст. 23.2 Закона N 5-ФЗ).
Право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) имеют следующие категории ветеранов ВОВ (п. 1 ст. 23.1 Закона N 5-ФЗ):
участники ВОВ;
жители блокадного Ленинграда, осажденного Севастополя или осажденного Сталинграда;
лица, задействованные для нужд обороны или осуществлявшие деятельность на военных объектах.
Данная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования РФ (СФР). Часть суммы ЕДВ может направляться на финансирование предоставления ветерану набора социальных услуг (п. п. 6, 8 ст. 23.1 Закона N 5-ФЗ; ст. 1, ч. 6 ст. 2, п. 2 ч. 1 ст. 5, ч. 1, п. п. 1, 2 ч. 4, ч. 16, 19 ст. 18, ч. 2 ст. 20 Закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ; п. 12 Порядка, утв. Приказом Минтруда России от 22.01.2015 N 35н).
Для получения ЕДВ необходимо подать заявление о ее назначении и предъявить документ, удостоверяющий личность, а также удостоверение ветерана ВОВ.
Заявление можно подать в территориальный орган СФР непосредственно (лично, в том числе при выездном приеме, или через представителя), по почте, через МФЦ (при наличии соответствующего соглашения с МФЦ) или направить его в электронной форме, в том числе через Единый портал госуслуг. Заявление рассматривается СФР в течение 10 рабочих дней со дня его приема (ст. 1, ч. 1, п. п. 1, 2 ч. 4, ч. 16, 19, 20 ст. 18, ч. 2 ст. 20 Закона N 236-ФЗ; п. 12 Порядка N 35н; п. п. 3, 15, пп. 1 п. 22, п. п. 48, 50, 58 Административного регламента, утв. Постановлением Правления ПФР от 19.08.2019 N 414п).
Ветеранам ВОВ законодательством РФ (на федеральном и региональном уровне) предоставлены, в частности, следующие налоговые льготы.
По НДФЛ
Участники ВОВ, жители блокадного Ленинграда - налоговые резиденты РФ имеют право на стандартный налоговый вычет в размере 500 руб. за каждый месяц календарного года в отношении доходов, облагаемых НДФЛ и учитываемых при определении налоговых баз в установленном порядке (ст. 216, пп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ; Определение Верховного Суда РФ от 27.09.2013 N 78-КГПР13-25).
Кроме того, не облагаются НДФЛ, в частности, суммы полученной ЕДВ, а также помощь в денежной и натуральной форме и подарки, полученные ветеранами ВОВ (п. п. 33, 69 ст. 217 НК РФ).
По налогу на имущество физических лиц
Участники ВОВ, а также ветераны ВОВ, являющиеся пенсионерами или инвалидами I или II группы, не уплачивают налог на имущество в отношении одного объекта налогообложения каждого вида, находящегося в их собственности и не используемого ими в предпринимательской деятельности. Льгота не применяется в отношении имущества, кадастровая стоимость которого превышает 300 млн руб. (за исключением гаражей и машино-мест в таких объектах) (пп. 2, 4, 10 п. 1, п. п. 2, 3, 5 ст. 407 НК РФ).
По земельному налогу
Налоговая база по налогу уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 кв. м площади одного земельного участка, принадлежащего ветеранам ВОВ (пп. 4 п. 5, п. 6.1 ст. 391 НК РФ).
Кроме того, в Москве налоговая база для таких налогоплательщиков дополнительно уменьшается на 1 млн руб. (п. 4 ч. 2 ст. 3.1 Закона г. Москвы от 24.11.2004 N 74).
По транспортному налогу
Ветераны ВОВ освобождаются от уплаты транспортного налога в отношении, в частности, легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л. с. включительно, которые зарегистрированы на них и имеют место нахождения в федеральной территории "Сириус". Представительным органом федеральной территории "Сириус" могут устанавливаться также иные льготы по транспортному налогу.
Льготы по транспортному налогу могут устанавливаться ветеранам ВОВ законами субъектов РФ. Так, в Москве ветераны ВОВ не уплачивают транспортный налог в отношении одного зарегистрированного на них легкового автомобиля с мощностью двигателя не свыше 200 л. с. (147,1 кВт) (п. 3 ст. 56, ст. 356, пп. 1 п. 3, п. 5 ст. 356.1 НК РФ; п. 4 ч. 1, ч. 5 ст. 4 Закона г. Москвы от 09.07.2008 N 33).
По госпошлине и региональному нотариальному тарифу
Ветераны ВОВ при обращении за совершением нотариальных действий не уплачивают госпошлину и региональный нотариальный тариф (пп. 12 п. 1 ст. 333.35 НК РФ; ч. 7 ст. 22 Основ законодательства РФ о нотариате; п. 1 Приложения N 2 к Приказу Минюста России от 12.09.2023 N 253).
Заместитель прокурора М.Н. Русин
Меры социальной поддержки для медицинских работников
Медицинские работники (далее также - медработники) имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ. Дополнительные гарантии и меры социальной поддержки для них могут быть установлены Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления (ч. 1, 2 ст. 72 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).
Лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, страховая пенсия по старости может быть назначена досрочно (до достижения общего пенсионного возраста), однако не ранее чем через определенный период времени (срок) после выработки необходимого стажа. Данный период начиная с 2023 г. составляет 60 месяцев (п. 20 ч. 1, ч. 1.1 ст. 30, ч. 3 ст. 35 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ; Приложение N 7 к Закону N 400-ФЗ).
Медработникам, занятым на работах с вредными условиями труда (например, врачам-рентгенологам), досрочная пенсия назначается по достижении определенного возраста (для мужчин - 50 лет, для женщин - 45 лет), при наличии выработки на вредных работах (соответственно не менее 10 лет и 7,5 лет) и страхового стажа (соответственно не менее 20 лет и 15 лет). В случае отработки на вредных работах не менее половины указанного срока и наличия требуемого страхового стажа пенсия назначается с уменьшением пенсионного возраста, установленного на 31.12.2018, на один год за каждый полный год такой работы (п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ; пп. "а" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665; разд. XIX Списка N 1, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10).
Кроме того, возможность досрочно выйти на пенсию есть у медицинских работников, имеющих стаж работы с тяжелыми условиями труда (например, непосредственно обслуживающих больных в туберкулезных и инфекционных учреждениях). Для этого они должны достичь возраста 55 лет и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), проработать на таких работах соответственно не менее 12,5 лет и 10 лет и иметь страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае отработки на тяжелых работах не менее половины указанного срока и наличия требуемого страхового стажа страховая пенсия назначается с уменьшением пенсионного возраста, установленного на 31.12.2018, на один год за каждые два с половиной года такой работы мужчинам и за каждые два года такой работы женщинам (п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ; пп. "б" п. 1 Постановления Правительства РФ N 665; пп. "а" разд. XXIV Списка N 2, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР N 10).
В любом случае для назначения досрочной страховой пенсии необходимо наличие установленного размера индивидуального пенсионного коэффициента, величина которого в 2024 г. должна быть не ниже 28,2 (ч. 3 ст. 35 Закона N 400-ФЗ).
Условия назначения досрочной пенсии применяются в отношении периодов работы с вредными или тяжелыми условиями труда, имевших место после 01.01.2013, если такие условия труда медицинских работников подтверждены действительными результатами аттестации рабочих мест (до 31.12.2018) либо соответствовали вредному или опасному классу условий труда согласно результатам специальной оценки условий труда и работодатель начислял страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам (ч. 6 ст. 30, ч. 8 ст. 35 Закона N 400-ФЗ; п. 1 Постановления Конституционного Суда РФ N от 04.10.2022 40-П).
Для медицинских работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени определяется Правительством РФ. Так, для медработников, непосредственно осуществляющих гамма-терапию и экспериментальное гамма-облучение гамма-препаратами в радиоманипуляционных кабинетах и лабораториях, продолжительность рабочего времени составляет 24 часа в неделю (ч. 1 ст. 350 ТК РФ; п. 1 Постановления Правительства РФ от 14.02.2003 N 101).
Отдельным категориям медработников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого также устанавливается Правительством РФ. Например, врачу скорой медицинской помощи из выездной бригады, имеющему непрерывный стаж работы свыше трех лет в этой должности, предоставят дополнительно три календарных дня отпуска (ч. 3 ст. 350 ТК РФ; п. 1 Постановления Правительства РФ от 20.12.2021 N 2365 и Приложение к нему).
Кроме того, медицинским работникам медицинских организаций с их согласия может устанавливаться дежурство на дому (пребывание дома в ожидании вызова на работу для оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме). Время дежурства на дому учитывается в размере одной второй часа рабочего времени за каждый час дежурства на дому (ч. 4 - 6 ст. 350 ТК РФ).
Дополнительные гарантии установлены работникам медицинских организаций при исполнении ими трудовых обязанностей в условиях COVID-19.
Так, например, врачам, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в ее оказании и обеспечивающим ее оказание) по диагностике и лечению COVID-19, полагаются компенсационные выплаты в размере 25% оклада (п. п. 1, 2, 4 Постановления Правительства РФ от 15.07.2022 N 1268; Методические рекомендации, утв. Приказом Минздрава России N 506, Минтруда России N 429 от 26.07.2022).
Помимо указанных выше мер социальной поддержки и льгот медицинским работникам полагаются, в частности, следующие.
Отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения, полагается специальная социальная выплата. В частности, ее могут получить врачи, к которым обращаются граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию). Размер выплаты зависит от категории, к которой относится медицинский работник, выработки им месячной нормы рабочего времени и численности населения в конкретном населенном пункте (пп. "б" п. 2, п. 3 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 N 2568; п. 3 Правил, утв. данным Постановлением; Письмо Минтруда России от 27.05.2024 N 14-1/10/В-8548).
Медработникам, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, при определенных условиях и обязательствах такого работника предоставляется единовременная компенсационная выплата в размере от 0,5 до 2 млн руб. (в зависимости от региона и должности работника) (пп. "а" п. 5, п. п. 6 - 8 Приложения N 5 к Программе, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 N 1640).
Кроме того, медицинским работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, производятся ежемесячные денежные выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 1 200 руб. (п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.12.2014 N 1607).
С 01.01.2024 врачам, фельдшерам и медицинским сестрам из числа гражданского персонала, которые являются гражданами РФ и прибыли на работу в медицинские (военно-медицинские) подразделения, воинские части и организации Вооруженных Сил РФ, расположенные в сельских населенных пунктах, рабочих поселках, поселках городского типа, городах с населением до 50 тыс. человек и на территориях отдельных воинских частей, дислоцированных вне населенных пунктов, при определенных условиях предоставляется единовременная компенсационная выплата. Размер выплаты в зависимости от местоположения медицинской организации и должности медицинского работника составляет от 500 тыс. до 2 млн руб. Например, если медицинская организация расположена в Дальневосточном федеральном округе, то размер выплаты составляет 2 млн руб. для врачей и 1 млн руб. для фельдшеров и медицинских сестер.
Одним из условий предоставления выплаты является обязательство медицинского работника исполнять трудовые обязанности в течение пяти лет со дня заключения соответствующего договора (п. п. 1, 3, 5 Постановления Правительства РФ от 11.05.2023 N 738).
Отдельная выплата полагается за выявление в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения онкологических заболеваний. Выплата производится в размере 1 000 руб. медицинскому работнику, впервые назначившему консультацию врача-специалиста, диагностические инструментальные и (или) лабораторные исследования на выявление такого заболевания в ходе и (или) по результатам проведения диспансеризации и профилактического медицинского осмотра, - за каждый случай впервые выявленного заболевания, диагноз которого подтвержден результатами исследований (ч. 28 ст. 51 Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ; п. 8 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2019 N 1940).
Заместитель прокурора М.Н. Русин