Прокуратура разъясняет...
Оспаривание кадастровой стоимости квартиры и земельного участка
Кадастровая стоимость квартиры или земельного участка - это полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов либо устанавливаемый, в частности, в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости (п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 1, 7, п. 1 ч. 15 ст. 22 Закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ).
Кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется при расчете земельного налога и налога на имущество, арендной платы, выкупной стоимости объекта недвижимости в случае его выкупа из государственной или муниципальной собственности и для иных предусмотренных законодательством целей (п. 1 ст. 391, п. 1 ст. 403 НК РФ; п. 3 ст. 39.4 ЗК РФ; ч. 2 ст. 3 Закона N 237-ФЗ; пп. "а" п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены, если они затрагивают права и обязанности заинтересованных лиц (например, владельцев квартир или земельных участков) (ч. 1 ст. 22 Закона N 237-ФЗ).
Основанием для пересмотра (оспаривания) результатов определения кадастровой стоимости может являться, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость (ч. 7 ст. 22 Закона N 237-ФЗ).
Оспорить кадастровую стоимость можно в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суде. При этом обращение физического лица в комиссию в порядке досудебного разрешения спора не является обязательным, в связи с чем заявитель вправе сразу обратиться в суд. Однако рекомендуется сначала обратиться именно в комиссию (ч. 1 ст. 22 Закона N 237-ФЗ).
Комиссия создается исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта РФ.
Для обращения в комиссию составляется заявление. В нем нужно указать Ф.И.О., адрес места жительства и основания оспаривания кадастровой стоимости.
К заявлению необходимо приложить (ч. 7, 9, 10 ст. 22 Закона N 237-ФЗ):
выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости - если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подает лицо, обладающее правом на этот объект недвижимости;
отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в бумажном и электронном виде;
иные документы (при необходимости).
Заявление не принимается к рассмотрению при отсутствии вышеперечисленных документов (ч. 10 ст. 22 Закона N 237-ФЗ).
Срок рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости - 30 дней со дня его поступления. О дате рассмотрения заявления должно быть сообщено обратившемуся путем направления уведомление в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления (ч. 13, 14 ст. 22 Закона N 237-ФЗ).
По результатам рассмотрения заявления комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или об отклонении заявления (ч. 15 ст. 22 Закона N 237-ФЗ).
О пересмотре кадастровой стоимости комиссия также в течение пяти рабочих дней уведомляет территориальное управление Росреестра и соответствующее бюджетное учреждение посредством направления указанного решения с приложением при необходимости отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (ч. 19 ст. 22 Закона N 237-ФЗ; п. 20 Порядка N П/0311).
Если комиссия отказала в пересмотре кадастровой стоимости или если не оспаривалась кадастровую стоимость в комиссии, можно обратиться в суд.
В административном исковом заявлении может содержаться одно из следующих требований (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28):
об оспаривании решения или действий (бездействия) комиссии;
требование о пересмотре кадастровой стоимости, в частности об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости или об исправлении технической и (или) реестровой ошибки.
При этом в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя (ч. 23 ст. 22 Закона N 237-ФЗ).
В зависимости от заявленных требований будет различаться порядок административного судопроизводства. Требования о пересмотре кадастровой стоимости будут рассматриваться по правилам гл. 25 КАС РФ, а требования об оспаривании решения или действий (бездействия) комиссии - по правилам гл. 22 и 25 КАС РФ (ч. 1.1 ст. 247 КАС РФ).
Помимо требований в административном исковом заявлении должны быть указаны, в частности (ч. 2 ст. 125, ч. 1, 2 ст. 220, ч. 1 ст. 246 КАС РФ):
наименование суда, в который подается административное исковое заявление;
Ф.И.О. (последнее - при наличии) административного истца, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения; Ф.И.О. представителя, адрес для направления ему судебных повесток и иных судебных извещений, сведения о высшем юридическом образовании, если заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя (при согласии лица на получение судебных извещений и вызовов посредством СМС-сообщения, факсимильной связи либо по электронной почте);
наименование административного ответчика, его место нахождения, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты (если известны), а в случае оспаривания решений, действий (бездействия) комиссии - орган (организация, лицо, наделенное соответствующими полномочиями), принявшие оспариваемое решение (совершившие действие или бездействие).
Так, по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной административными ответчиками являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) комиссии заинтересованными лицами (административными ответчиками) являются комиссия и государственный орган, при котором она создана (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 28).
Сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение (для иска об оспаривании кадастровой стоимости - сведения о правах и обязанностях административного истца, затрагиваемых кадастровой стоимостью);
основания и доводы, обосновывающие требования административного истца (для иска об установлении (оспаривании) кадастровой стоимости);
сведения об обращении в комиссию и результатах его рассмотрения - если такое обращение подавалось (для иска об установлении (оспаривании) кадастровой стоимости);
сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались (для иска об установлении (оспаривании) кадастровой стоимости);
перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.
Если оспаривается решение или действия (бездействие) комиссии, то в иске также следует, в частности, указать (п. п. 3, 4, 7 ч. 2 ст. 220 КАС РФ):
наименование, номер, дату принятия оспариваемого решения, дату и место совершения оспариваемого действия (бездействия). Если обжалуется бездействие, то необходимо указать на то, в чем оно заключается;
нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которыми надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие).
В зависимости от оснований обращения и заявленных требований к административному исковому заявлению нужно приложить в том числе следующие документы (ч. 1 ст. 55, ч. 4, 5, 8 ст. 57, ст. 126, ч. 3 ст. 220, ч. 2, 3 ст. 246 КАС РФ; п. 6 Обзора, утв. Решением Конституционного Суда РФ от 20.04.2017; п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 28):
уведомления о вручении другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, в том числе в случае подачи в суд искового заявления и приложенных к нему документов в электронном виде, либо копии заявления и документов, подаваемых на бумажном носителе по числу административных ответчиков и заинтересованных лиц;
выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости, а также сведения о дате, на которую определена кадастровая стоимость (для иска об оспаривании кадастровой стоимости);
копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости (для иска об оспаривании кадастровой стоимости);
отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, - если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости (для иска об оспаривании кадастровой стоимости);
решение комиссии (при наличии);
квитанцию об уплате госпошлины;
документы, удостоверяющие статус и полномочия адвоката, если представитель имеет статус адвоката; документы о высшем юридическом образовании или ученой степени по юридической специальности, а также удостоверяющие полномочия - для представителя, не являющегося адвокатом;
документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) действий, направленных на примирение, если такие действия предпринимались и соответствующие документы имеются;
иные документы и материалы, подтверждающие требования административного истца.
Административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается в суд города федерального значения, областной суд, верховный суд республики, краевой, суд автономной области и суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ по определению кадастровой стоимости либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость (п. 15 ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 22, ч. 2 ст. 24, ч. 4 ст. 245 КАС РФ; п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 28). Для Новосибирской области таким судом является Новосибирский областной суд.
Если оспаривается решение или действия (бездействие) комиссии, административное исковое заявление может быть также подано в суд по месту жительства административного истца (ч. 3 ст. 24 КАС РФ).
Административное исковое заявление и прилагаемые к нему документы могут быть представлены в суд на бумажном носителе или, при наличии в суде технической возможности, в электронном виде в установленном порядке (ч. 2 - 2.3 ст. 45, ч. 1, 8 ст. 125, ч. 2 ст. 126 КАС РФ; ч. 2 ст. 7 Закона от 30.12.2021 N 440-ФЗ).
С административным исковым заявлением можно обратиться в следующие сроки (ч. 3, 3.1 ст. 245 КАС РФ):
не позднее пяти лет с даты внесения в ЕГРН оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости;
в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о принятии комиссией решения, совершении оспариваемых действий (бездействия) - в случае оспаривания решения или действий (бездействия) комиссии.
По общему правилу суд должен рассмотреть административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости в течение двух месяцев, а заявление об оспаривании решения или действий (бездействия) комиссии - в течение месяца (ст. 141, ч. 1 ст. 226, ч. 1 ст. 247 КАС РФ).
При рассмотрении дела о пересмотре кадастровой стоимости административный истец должен доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (ч. 5 ст. 247, ст. 248 КАС РФ).
После вынесения положительного решения суда по делу об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в его резолютивной части должно содержаться указание на вновь установленную величину кадастровой стоимости, а также на дату подачи искового заявления (ч. 3 ст. 249 КАС РФ; п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 28).
Если судом принято решение об изменении сведений о кадастровой стоимости, копия вступившего в силу решения суда направляется в орган регистрации прав для внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН (ч. 4.1 ст. 249 КАС РФ).
Перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога и налога на имущество осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом. Перерасчет не производится, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов (п. 2.1 ст. 52 НК РФ).
Помощник прокурора Кузнецова О.В.
Оспаривание нарушений ПДД, зафиксированных камерой
За правонарушения в области дорожного движения, совершенные с участием автомобилей, если эти правонарушения зафиксированы камерами видеонаблюдения, к административной ответственности привлекают собственников (владельцев) этих автомобилей. Протокол об административном правонарушении в данном случае не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Постановления о привлечении к административной ответственности за такие правонарушения выносит Центр автоматической фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД (ч. 1 ст. 2.6.1, п. 5 ч. 2 ст. 23.3, ч. 3 ст. 28.6, ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ).
Собственник (владелец) автомобиля освобождается от ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении подтвердится, что в момент фиксации правонарушения автомобиль находился во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту был, например, похищен (ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ).
Для оспаривания факта привлечения к административной ответственности необходимо подготовить документы, опровергающие факт совершения правонарушения.
Такими документами, например, могут быть документы, подтверждающие нахождение автомобиля во владении (пользовании) другого лица, в частности (п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20):
полис ОСАГО, в котором имеется запись о допуске к управлению данным автомобилем такого лица;
договор аренды или лизинга автомобиля;
документы о хищении (угоне) автомобиля;
документы, подтверждающие нахождение собственника автомобиля в момент фиксации правонарушения в отпуске или командировке.
Указанный перечень не является исчерпывающим, и в зависимости от обстоятельств дела собственником автомобиля могут быть представлены другие документы, подтверждающие его доводы (ч. 1, 2 ст. 26.7 КоАП РФ).
В жалобе рекомендуется указать сведения о заявителе, фактические обстоятельства дела, указать доводы и приложить доказательства, обосновывающие изложенную позицию (ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ).
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении госпошлиной не облагается (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).
Жалоба может быть подана в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту совершения правонарушения (т.е. по месту его фиксации камерами видеонаблюдения) (ч. 3 ст. 28.6, ч. 1 ст. 29.5, п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ; п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).
Жалоба может быть подана в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление и которые обязаны направить ее со всеми материалами дела в соответствующий вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать (ч. 1, 3 ст. 30.2 КоАП РФ).
В случае фиксации правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи жалоба может быть также подана в форме электронного документа с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (в установленном порядке) либо посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в Интернете (при наличии у суда такой технической возможности) (ч. 3.1. ст. 30.2 КоАП РФ).
Срок подачи жалобы - 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. При наличии уважительных причин пропущенный срок может быть восстановлен по ходатайству лица, подающего жалобу, судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу (ч. 1, 2 ст. 30.3 КоАП РФ).
Кроме того, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, обладают иными процессуальными правами, например, имеют право заявлять ходатайства (ст. 24.4, ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ).
Помощник прокурора Тимошенко Т.Е.
Призыв на военную службу
Воинская обязанность граждан РФ предусматривает, в частности, призыв на военную службу, которому подлежат мужчины в возрасте от 18 до 27 лет (с 01.01.2024 - до 30 лет), состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (п. 1 ст. 1, пп. "а" п. 1 ст. 22 Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ; п. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 5 Закона от 04.08.2023 N 439-ФЗ).
По общему правилу призыв на военную службу осуществляется на основании указов Президента РФ два раза в год - с 1 апреля по 15 июля (весенний призыв) и с 1 октября по 31 декабря (осенний призыв). Однако для следующих категорий граждан установлены специальные сроки призыва на военную службу (п. 1 ст. 25 Закона N 53-ФЗ):
для проживающих в отдельных районах Крайнего Севера или отдельных местностях, к ним приравненных, - с 1 мая по 15 июля или с 1 ноября по 31 декабря;
проживающих в сельской местности и непосредственно занятых на посевных и уборочных работах - с 15 октября по 31 декабря;
являющихся педагогическими работниками образовательных учреждений - с 1 мая по 15 июля.
Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, проводимые в рамках призывной кампании, осуществляется повестками. Повестки направляются гражданам в письменной форме.
Повестки в письменной форме направляются военным комиссариатом по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу места жительства или места пребывания гражданина либо вручаются лично работниками военного комиссариата либо руководителями или иными ответственными должностными лицами (работниками) по месту работы (учебы) призывника обычно не позднее чем за три дня до срока, указанного в повестке.
Повестка в письменной форме вручается под расписку. На отрывном корешке повестки, который возвращается в военный комиссариат, призывник должен поставить свою подпись. Повестка, направленная по почте, считается врученной под расписку в день доставки (вручения) гражданину соответствующего заказного письма при наличии в уведомлении о вручении отметки организации почтовой связи о доставке (вручении) заказного письма гражданину (п. 2 ст. 31 Закона N 53-ФЗ; п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3).
При этом если гражданин отказался от получения повестки, направленной по почте, или от ее личного вручения, то повестка считается врученной гражданину в день такого отказа (абз. 2 п. 2.2 ст. 31 Закона N 53-ФЗ).
Предусмотрено дублирование повесток в электронной форме и размещение их в личных кабинетах граждан в Реестре направленных (врученных) повесток (с начала его функционирования). В этом случае повестка в электронной форме будет считаться врученной с момента ее размещения в личном кабинете.
Также планируется формирование уведомлений о направлении повесток и размещение их в личных кабинетах граждан на Едином портале госуслуг или (при наличии технической возможности) на региональном портале госуслуг (п. 1 ст. 8.2, п. 1 ст. 8.3, п. 3 ст. 26, п. 2 ст. 31 Закона N 53-ФЗ; ч. 2 ст. 9 Закона от 14.04.2023 N 127-ФЗ; п. 7 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663; п. 2 Постановления Правительства РФ от 24.07.2023 N 1204).
Призыв на военную службу организуют структурные подразделения военных комиссариатов субъектов РФ и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных образованиях (абз. 4 п. 1 ст. 26 Закона N 53-ФЗ; п. п. 2, 3 Положения N 663).
Призыв на военную службу включает в себя следующие мероприятия (п. 1 ст. 26 Закона N 53-ФЗ):
явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии (для всех призывников, кроме имеющих отсрочку от призыва);
явку в указанные в повестке время и место для отправки к месту прохождения военной службы, а также нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
В ходе указанных мероприятий определяется категория годности к военной службе, категория профессиональной психологической пригодности, уточняется наличие или отсутствие оснований для отсрочки или освобождения от призыва (п. 2 ст. 5.1 Закона N 53-ФЗ; п. 18 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565; п. 2 Инструкции N 640).
Медицинское свидетельствование граждан при призыве на военную службу проводится врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом и в случае необходимости - врачами других специальностей.
При этом врач-психиатр проводит повторное освидетельствование граждан, у которых по результатам соответствующих психологических (психофизиологических) исследований, выполненных при проведении профессионального психологического отбора, выявлена склонность к девиантному поведению (п. 1 ст. 5.1 Закона N 53-ФЗ; п. 5 Положения N 663; п. 15 Положения N 565).
При призыве на военную службу освидетельствование граждан, являющихся детьми-инвалидами, инвалидами I группы или имеющих иную группу инвалидности без указания срока переосвидетельствования, проводится заочно с их согласия или с согласия их законных представителей на основании историй развития ребенка, медицинских карт амбулаторного больного, а также заверенных надлежащим образом копий акта МСЭ и протокола проведения МСЭ гражданина. При этом военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) не вправе требовать от гражданина (его законного представителя) представления копий акта МСЭ и протокола проведения МСЭ (п. 1.1 ст. 5.1 Закона N 53-ФЗ; п. п. 17, 17(1) Положения N 565).
Наличие оснований для предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием граждан не годными к военной службе по состоянию здоровья и правильности их предоставления проверяются призывной комиссией субъекта РФ, которая по результатам проверки утверждает или отменяет соответствующее решение призывной комиссии муниципального образования (п. 22(1) Положения N 565).
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе на основании соответствующего решения он направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование для уточнения диагноза заболевания. Результаты обследования гражданина в указанной организации заносятся в бланки медицинского заключения о состоянии здоровья, один из которых выдается на руки гражданину для представления в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) (п. 4 ст. 5.1 Закона N 53-ФЗ; п. 20 Положения N 565).
Граждане, не пребывающие в запасе, призванные на военную службу, перед направлением к месту военной службы проходят медицинский осмотр, организуемый призывной комиссией субъекта РФ, в целях выявления состояний и заболеваний, препятствующих прохождению военной службы по состоянию здоровья.
Медицинский осмотр осуществляется следующими врачами: хирургом, терапевтом, неврологом, психиатром, офтальмологом, оториноларингологом, стоматологом, дерматовенерологом и при необходимости - врачами других специальностей.
В случае выявления у гражданина увечья, заболевания, по которым предусматривается изменение его категории годности к военной службе или его показателя предназначения для прохождения военной службы, гражданин направляется на повторное освидетельствование, которое осуществляется призывной комиссией субъекта РФ в день медицинского осмотра. Если оснований для отмены решения призывной комиссии муниципального образования не выявлено, призывная комиссия субъекта РФ утверждает указанное решение, о чем информирует призывную комиссию муниципального образования (п. 5.1 ст. 5.1, п. 2 ст. 29 Закона N 53-ФЗ; п. п. 22, 22(2) Положения N 565).
Медицинское освидетельствование граждан, имеющих основания для предоставления отсрочки от призыва или право на освобождение от призыва на военную службу (за исключением граждан, отказавшихся от реализации указанных прав, а также граждан, признанных временно не годными к военной службе), проводится по их заявлению, подаваемому в том числе в электронной форме с использованием Единого портала госуслуг или (при наличии технической возможности) регионального портала госуслуг, или письменному обращению гражданина в военный комиссариат (п. 1 ст. 4, п. 1.2 ст. 5.1 Закона N 53-ФЗ; ч. 2 ст. 9 Закона N 127-ФЗ).
Призывная комиссия принимает в отношении каждого призывника решение, которое заносится, в частности, в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. Призывнику, в отношении которого принято решение о призыве, вручается повестка о явке его в назначенный срок в военный комиссариат муниципального образования для отправки к месту прохождения военной службы (п. п. 1, 2 ст. 5.1, п. п. 1, 4 ст. 5.2 Закона N 53-ФЗ; п. п. 15, 16 Положения N 663).
Помощник прокурора Тимошенко Т.Е.
Содержание и благоустройство придомовой территории многоквартирного дома
Придомовой территорией является земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом (МКД), с элементами озеленения и благоустройства. На придомовой территории могут быть расположены объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома.
Придомовая территория и расположенные на ней объекты являются общим имуществом собственников помещений в МКД и содержатся за их счет (ст. 249 ГК РФ; п. 4 ч. 1 ст. 36, ч. 1 ст. 39, ч. 2 ст. 154 ЖК РФ).
Вопросы содержания и благоустройства придомовой территории, а именно: перечень услуг и работ по содержанию и благоустройству придомовой территории, условия их оказания и выполнения, размер их финансирования - в общем случае решаются на общем собрании собственников помещений в МКД, общем собрании членов товарищества собственников жилья, общем собрании членов кооператива (п. 2.1 ч. 2 ст. 44, ст. 116, п. п. 8, 8.1 ч. 2 ст. 145, ч. 1 ст. 164 ЖК РФ; п. 17 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).
Обязанности по содержанию придомовой территории в зависимости от способа управления МКД возлагаются на собственников помещений МКД, управляющую компанию, товарищество собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы (ч. 2 - 2.3 ст. 161, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ; п. 16 Правил N 491).
Общее имущество должно содержаться с соблюдением требований законодательства и обеспечивать, в частности (п. 10 Правил N 491):
безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества;
доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
Перечень работ по содержанию придомовой территории МКД в общем случае зависит от состава имущества, степени физического износа, конструктивных особенностей, геодезических и природно-климатических условий расположения МКД (п. 11 Правил N 491; п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290).
Содержание придомовой территории по общему правилу включает в себя, в частности (пп. "а", "г", "д.2", "ж", "з" п. 11 Правил N 491; п. п. 24, 25, 26(1) Минимального перечня услуг и работ, утв. Постановлением Правительства РФ N 290):
осмотр придомовой территории, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния придомовой территории требованиям законодательства, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
уборку земельного участка, входящего в состав общего имущества;
работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
текущий и капитальный ремонт элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства объектов, расположенных на придомовой территории;
содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства на придомовой территории.
К работам по благоустройству придомовой территории относятся, в частности (п. 3.5.11 Правил, утв. Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170; п. 17 Приложения 7 к Правилам N 170):
организация площадок для отдыха взрослых;
организация детских игровых и спортивных площадок с озеленением и необходимым оборудованием малых архитектурных форм для летнего и зимнего отдыха детей;
восстановление разрушенных участков тротуаров, дорожек, отмосток ограждений и оборудования спортивных, хозяйственных площадок и площадок для отдыха, площадок и навесов для контейнеров-мусоросборников.
Помощник прокурора Кузнецова О.В.
Оформление пожилого родственника в дом престарелых
Чтобы обеспечить вашему пожилому родственнику квалифицированный уход, соответствующий его возрасту и состоянию здоровья, можно позаботиться о размещении его в специализированной организации социального обслуживания на постоянной или временной основе (ч. 3 ст. 19 Закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ).
Следует учесть, что приоритетными являются социальные услуги, формы социального обслуживания, в том числе сочетание форм социального обслуживания, условия пребывания в стационарной организации социального обслуживания, способствующие сохранению пребывания гражданина, в том числе имеющего психическое расстройство, в привычной благоприятной среде (его проживанию дома) (п. 4 Правил, утв. Приказом Минтруда России от 24.11.2014 N 940н).
Существует несколько типов стационарных организаций социального обслуживания (п. 29 Правил N 940н):
Дом-интернат для престарелых, инвалидов, ветеранов войны и труда.
Дом-интернат для граждан, имеющих психические расстройства.
Специальный дом-интернат, в том числе для престарелых.
Иные организации, осуществляющие социальное обслуживание в стационарной форме социального обслуживания.
Социальные услуги в стационарной форме могут предоставляться при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания (ч. 3 ст. 19 Закона N 442-ФЗ; п. 6 Правил N 940н).
Обратиться в уполномоченный орган субъекта РФ или уполномоченную организацию с соответствующим заявлением может сам пожилой гражданин, его законный представитель, а также иные уполномоченные лица.
Основанием для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании является, в частности, полная или частичная утрата возможности самостоятельно себя обслуживать, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу возраста, заболевания или инвалидности (ст. 15 Закона N 442-ФЗ).
К заявлению необходимо приложить комплект документов, перечень которых устанавливается законодательством субъекта РФ. К ним, в частности, относятся: (п. 2 ст. 31, ст. ст. 32, 33 ГК РФ; п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828; п. п. 1.5, 1.8, 2.4, 2.5 Правил N 829-ПП):
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность нуждающегося гражданина;
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность одного из законных представителей (для недееспособного или ограниченного в дееспособности гражданина);
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность уполномоченного лица, а также доверенность в установленной форме (в случае обращения о признании лица нуждающимся в социальном обслуживании уполномоченного им лица через МФЦ). Подача уполномоченным представителем заявления через Портал госуслуг г. Москвы не предусмотрена;
документы, подтверждающие обстоятельства, объективно препятствующие выполнению членами семьи обязанностей по уходу за заявителем (в том числе о наличии у члена семьи болезни продолжительностью более месяца, достижении членом семьи пенсионного возраста, отдаленности их проживания от заявителя, о наличии у члена семьи частых и продолжительных командировок) и другие. Полный перечень документов можно уточнить в органах социальной защиты и обслуживания.
При подаче заявления необходимо дать согласие на обработку персональных данных, проверку сведений, содержащихся в заявлении и иных представляемых заявителем документах, в том числе сведений о доходах членов семьи. Заявитель несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в заявлении и иных представляемых им документах (п. 2.3 Правил N 829-ПП).
Часть сведений будет получена уполномоченным органом субъекта РФ в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в частности сведения, подтверждающие место жительства и другие.
После регистрации заявления и при отсутствии оснований для отказа в его приеме организуется проведение мероприятий по определению индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании. После этого в случае выявления у него потребности в социальном обслуживании в стационарной форме формируется личное дело заявителя (п. п. 3.6.4, 3.7 Правил N 829-ПП).
По общему правилу решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в нем принимается в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. В указанный срок не включаются периоды проведения мероприятий по определению индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании и получения медицинских документов (продолжительность указанных периодов соответственно - не более трех рабочих дней и не более 14 рабочих дней). О принятом решении должно быть сообщено обратившемуся лицу (ч. 2 ст. 15 Закона N 442-ФЗ; п. п. 3.4, 3.5, 3.6.4, 3.11 Правил N 829-ПП; п. 2.10 Регламента).
Гражданину, признанному нуждающимся в получении социальных услуг, выдается индивидуальная программа, в которой указываются форма (формы) социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, перечень рекомендуемых организаций социального обслуживания (поставщиков социальных услуг). Для гражданина программа носит рекомендательный характер.
По общему правилу индивидуальная программа выдается в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления (ст. 3, ч. 1, 3, 4 ст. 16 Закона N 442-ФЗ; пп. 5 п. 5 Примерного порядка, утв. Приказом Минтруда России от 24.11.2014 N 935н).
После получения индивидуальной программы следует обратиться с ней и копией решения о признании нуждающимся в социальном обслуживании в рекомендованную организацию социального обслуживания для заключения договора о предоставлении социальных услуг (пп. 6 п. 5 Примерного порядка, утв. Приказом Минтруда России N 935н).
Договор между гражданином или его законным представителем и организацией социального обслуживания должен быть заключен в течение одного дня с даты предоставления индивидуальной программы в данную организацию (ч. 1 ст. 17 Закона N 442-ФЗ).
Социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются на платной основе. Исключение составляют бесплатно оказываемые услуги отдельным категориям граждан (в частности, инвалидам и участникам ВОВ, инвалидам боевых действий, лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов).
Существенными условиями данного договора являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату (ч. 2 ст. 17 Закона N 442-ФЗ).
Размер ежемесячной платы рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг (ч. 4 ст. 31, ч. 4 ст. 32 Закона N 442-ФЗ; Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.10.2014 N 1075).
Помощник прокурора Тимошенко Т.Е.
Отзыв пациента согласия на обработку персональных данных
Персональными данными (далее также ПД) является любая информация, относящаяся к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Обработкой ПД признаются любые с ними действия (операции), включая их сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, использование, передачу, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение (п. п. 1, 3 ст. 3 Закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ).
По общему правилу обработка ПД допускается с согласия субъекта ПД. Такое согласие должно быть конкретным, предметным, информированным, сознательным и однозначным. В отдельных случаях такое согласие не требуется, в частности когда обработка ПД необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта ПД, если получение его согласия невозможно (п. п. 1, 6 ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 9 Закона N 152-ФЗ).
Согласие на обработку ПД может быть отозвано субъектом ПД способом, указанным ранее в таком согласии, в частности посредством подачи (направления) заявления в свободной форме по почте или через Интернет (ч. 2, п. 8 ч. 4 ст. 9 Закона N 152-ФЗ).
Однако в случае отзыва согласия на обработку ПД оператор вправе продолжить обработку ПД без согласия субъекта ПД при наличии определенных оснований. К таким основаниям, относится, в частности, обработка ПД в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным сохранять врачебную тайну (ч. 2 ст. 9, п. 4 ч. 2 ст. 10 Закона N 152-ФЗ).
В данном случае хранение соответствующей информации о состоянии здоровья граждан допускается исключительно в целях реализации их права на охрану здоровья и медицинскую помощь, при этом конфиденциальность ПД обеспечивается врачебной тайной (Определение Конституционного Суда РФ от 16.07.2013 N 1176-О).
В случае отзыва согласия на обработку ПД оператор обязан прекратить их обработку (обеспечить прекращение такой обработки) и, если сохранение ПД более не требуется для целей их обработки, уничтожить. Для этого оператору предоставляется срок, не превышающий 30 дней с даты поступления отзыва, если иное не предусмотрено соглашением между оператором и субъектом ПД либо если оператору не предоставлено право осуществлять обработку ПД без согласия субъекта ПД.
Также оператор обязан прекратить обработку ПД (обеспечить прекращение такой обработки) в течение 10 рабочих дней с даты получения требования субъекта ПД о прекращении обработки ПД. При отсутствии возможности уничтожить ПД в установленный срок оператор должен их заблокировать и обеспечить уничтожение по общему правилу в срок не более чем шесть месяцев (ч. 12, 13 ст. 10.1, ч. 5, 5.1, 6 ст. 21 Закона N 152-ФЗ).
Вместе с тем медицинские организации имеют право создавать медицинские информационные системы, содержащие данные о пациентах и об оказываемой им медицинской помощи, с соблюдением требований, установленных законодательством в области ПД, и соблюдением врачебной тайны. При этом изъятие и аннулирование сведений из баз данных медицинских организаций законодательством не предусмотрено (п. 5 ст. 78 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ; Письмо Минздрава России от 11.09.2014 N 18-1/10/2-6945).
Также обработка ПД допускается, если она осуществляется в статистических и иных исследовательских целях при условии обязательного обезличивания ПД (п. 9 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ).
Помощник прокурора Тимошенко Т.Е.
Медицинские противопоказания и ограничения к управлению автомобилем
Одним из оснований прекращения действия права на управление транспортным средством является выявление в результате обязательного медицинского освидетельствования медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик (п. 1 ст. 28 Закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ).
Медицинскими противопоказаниями к управлению в общем случае являются заболевания (состояния), при которых невозможно управление транспортным средством. Медицинскими ограничениями к управлению в общем случае признают заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности безопасного управления транспортным средством определенных категории, назначения и конструктивных характеристик (п. п. 1, 3, 5 ст. 23.1 Закона N 196-ФЗ).
Так, психические расстройства и расстройства поведения (например, шизофрения), в том числе связанные с употреблением психоактивных веществ; болезни нервной системы (эпилепсия); болезни глаза и его придаточного аппарата относятся к медицинским противопоказаниям к управлению транспортным средством (Перечень, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 N 1604).
Медицинские ограничения к управлению зависят, в частности, от категории транспортного средства.
Например, в целях управления транспортным средством категории "A" или "M" таковыми являются: ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов, а также отсутствие одной верхней или нижней конечности, кисти или стопы, а также деформация кисти или стопы, значительно затрудняющая движение кисти или стопы (п. п. 7, 8 Перечня N 1604).
По общему правилу обязательное медицинское освидетельствование водителей проводится, в частности, в следующих случаях (п. п. 1, 9.1 ст. 23 Закона N 196-ФЗ):
замена водительского удостоверения (далее - ВУ) после истечения срока его действия;
возврат ВУ после истечения срока лишения прав на управление, если требуется прохождение обязательного медицинского освидетельствования;
возврат ВУ после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление);
внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей, у которых при проведении обязательного периодического медицинского осмотра были выявлены медицинские противопоказания и ограничения к управлению, подтвержденные результатами последующих обследования и лечения.
Так, например, в общем случае по истечении срока действия ВУ для получения нового ВУ водителю необходимо пройти обязательное платное медицинское освидетельствование, по результатам которого выдается медицинское заключение (пп. "в" п. 30 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097; пп. 2 п. 2, п. 3 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 24.11.2021 N 1092н).
Медицинское освидетельствование включает в себя осмотры и обследования врачами-специалистами, инструментальное и лабораторные исследования (п. 4 Порядка N 1092н).
По результатам осмотров и обследований врачами-специалистами, инструментального и лабораторных исследований выдаются справки (п. п. 12, 13 Порядка N 1092н).
На основании справок по результатам осмотров и обследований врачами-специалистами и иных установленных сведений врачом-терапевтом или врачом общей практики (семейным врачом) выдается медицинское заключение (п. 1 Порядка N 1092н).
При отказе водителя от прохождения обязательного медицинского освидетельствования или от прохождения хотя бы одного из осмотров или обследований и исследований врачами-специалистами, инструментального и лабораторных исследований медицинское заключение не выдается.
Если в ходе обследования, проводимого в рамках медицинского освидетельствования, врач-психиатр выявит симптомы и синдромы заболевания (состояния), являющегося медицинским противопоказанием к управлению, водителя направят на психиатрическое освидетельствование. По его результатам водитель может быть признан непригодным к управлению транспортными средствами вследствие психического расстройства на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования (ч. 1 ст. 6 Закона от 02.07.1992 N 3185-1; п. 8 Порядка N 1092н).
Гражданин может быть признан временно непригодным к управлению транспортными средствами при наличии психических расстройств и расстройств поведения из установленного Перечня в случаях, если такие расстройства являются хроническими и затяжными с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями (ч. 2 ст. 6 Закона N 3185-1; Распоряжение Правительства РФ от 05.12.2022 N 3759-р).
При выявлении медицинских противопоказаний или ограничений к управлению транспортным средством право на управление прекращает действовать, а ВУ считается недействительным и подлежит аннулированию.
Такое ВУ подлежит хранению в подразделении ГИБДД до истечения срока его действия или до обращения владельца ВУ о возврате в случае улучшения состояния его здоровья (п. 2, пп. "ж" п. 35 Правил; п. 18 Приложения к Письму ГУОБДД МВД России от 20.04.2017 N 13/4-3596).
Помощник прокурора Тимошенко Т.Е.