Прокуратура разъясняет
Оформление инвалидности ребенку
Признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы (далее также - МСЭ, экспертиза) соответствующим бюро медико-социальной экспертизы (далее - бюро). Такая экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием установленных классификаций и критериев (ст. 1 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ; п. п. 2, 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.04.2022 N 588).
Для признания ребенка инвалидом необходимо наличие нескольких из следующих условий (п. п. 5, 6 Правил N 588):
нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью;
необходимость в мероприятиях по реабилитации и абилитации.
Критерием для установления инвалидности ребенку является нарушение здоровья со II, III либо IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма (от 40 до 100%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению любой категории его жизнедеятельности и любой из трех степеней выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности, определяющих необходимость социальной защиты ребенка (п. п. 5 - 7, абз. 2 п. 9, п. 14 Приложения к Приказу Минтруда России от 27.08.2019 N 585н).
Ребенок может быть направлен на МСЭ по решению врачебной комиссии медицинской организации (далее - врачебная комиссия) при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, после проведения всех необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий (абз. 1 п. 17 Правил N 588).
Принятие решения о направлении на МСЭ и проведении медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения экспертизы, осуществляется в общем случае не позднее 30 рабочих дней со дня принятия решения врачебной комиссией о подготовке такого направления (абз. 2 - 5 п. 17 Правил N 588; Приложение к Приказу Минтруда России N 402н, Минздрава России N 631н от 10.06.2021).
В случае отказа медицинской организации в направлении на МСЭ выдается соответствующее заключение врачебной комиссии, которое можно обжаловать (абз. 2 п. 20 Правил N 588).
После принятия врачебной комиссией решения о направлении ребенка на МСЭ необходимо подать письменное согласие на направление и проведение МСЭ. В нем следует указать, в частности, предпочтительную форму проведения экспертизы - с личным присутствием ребенка или без такового.
С 01.02.2023 предусмотрена возможность направления такого согласия в форме электронного документа через личный кабинет на Едином портале госуслуг. Реализация такой возможности зависит в том числе от технической готовности Единого портала госуслуг к приему и передаче соответствующих документов и информации (абз. 1, 6 - 8, 12 п. 17 Правил N 588).
Медицинская организация уведомляет о передаче направления на экспертизу в бюро, которое, в свою очередь, уведомит о регистрации этого направления и в случае его возврата в медицинскую организацию - о таком возврате и его причинах (абз. 5 п. 18, абз. 2 п. 26, абз. 6 п. 27 Правил N 588).
По результатам рассмотрения зарегистрированного направления бюро с учетом мнения обратившегося лица принимает решение о форме проведения экспертизы (без личного присутствия ребенка либо с его личным присутствием, в том числе с выездом на дом), определяет дату и время ее проведения (если их не выбрали на Едином портале госуслуг) и направляет соответствующее уведомление. Если принято решение о проведении МСЭ с личным присутствием ребенка, бюро уточнит по телефону дату и время проведения освидетельствования посредством выбора доступных даты и времени из определенных интервалов (абз. 7, 10 п. 17, абз. 4, 5 п. 26, п. 28 Правил N 588).
При проведении МСЭ ведется протокол экспертизы и по ее результатам составляется акт МСЭ. Решение о признании инвалидом (об отказе в признании инвалидом) заносится в акт МСЭ и объявляется заявителю. При этом обратившееся лицо вправе ознакомиться как с актом, так и с протоколом МСЭ и получить по своему заявлению их копии, в том числе через личный кабинет на Едином портале госуслуг (абз. 1, 4 п. 38, абз. 3 - 5 п. 42, п. 44 Правил N 588).
Для ребенка, признанного инвалидом, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (далее - ИПРА) и направляется на бумажном носителе заказным почтовым отправлением и в форме электронного документа в личный кабинет на Едином портале госуслуг. При проведении экспертизы с личным присутствием ИПРА может быть выдана на руки на бумажном носителе (абз. 1 - 3 п. 41 Правил N 588).
Кроме того, после получения бюро уведомления из Федерального реестра инвалидов о размещении соответствующих сведений об инвалиде выдаются ИПРА и справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием категории "ребенок-инвалид", и содержащая идентификатор (дату и время) размещения записи об инвалиде. Эта справка может быть выдана на руки либо направлена по почте заказным почтовым отправлением (п. 46 Правил N 588).
При необходимости включения в ИПРА рекомендаций о товарах и услугах, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на приобретение которых направляются средства материнского капитала, по отдельному заявлению взамен ранее выданной составляется новая ИПРА без оформления нового направления на МСЭ. Составление новой ИПРА осуществляется на основании решения бюро, принятого по результатам обследования ребенка (абз. 6, 7 п. 41 Правил N 588).
Если в ИПРА вносятся рекомендации о товарах и услугах, относящихся к медицинским изделиям, бюро принимает решение о нуждаемости ребенка в их приобретении на основании сведений, полученных от медицинской организации в рамках программы дополнительного обследования. Формирование этой программы не требуется, если заявление о включении в ИПРА таких товаров и услуг поступило в течение года со дня выдачи ИПРА. В этом случае решение принимается на основании сведений предыдущих освидетельствований ребенка (абз. 8, 9 п. 41 Правил N 588).
Ребенку может быть установлена категория "ребенок-инвалид" сроком на один, два года, пять лет, до достижения возраста 14 либо 18 лет - в зависимости от имеющихся заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений и нарушений функций органов и систем организма. Так, при наличии у ребенка, например, полной слепоглухоты ему устанавливается категория "ребенок-инвалид" до достижения возраста 18 лет без указания срока переосвидетельствования (п. п. 7, 10, абз. 5 п. 13 Правил N 588; п. 42 Приложения к Правилам N 588).
В отдельных случаях возможно установление категории "ребенок-инвалид" до достижения ребенком возраста 18 лет без указания срока переосвидетельствования при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных до направления на МСЭ (при этом в направлении на МСЭ должны содержаться соответствующие данные). Одним из таких случаев является наличие у ребенка ишемической болезни сердца со стенокардией напряжения III, IV функциональных классов с хронической сердечной недостаточностью IIБ, III стадий (абз. 4 п. 13 Правил N 588; п. 8 Приложения к Правилам N 588).
Переосвидетельствование детей-инвалидов проводится один раз в течение срока, на который установлена категория "ребенок-инвалид". При этом лица, которым установлена категория "ребенок-инвалид", по достижении ими 18 лет подлежат переосвидетельствованию (п. п. 14, 52 Правил N 588).
Помощник прокурора Тимошенко Т.Е.
Выплаты при рождении третьего ребенка
Единовременное пособие при рождении ребенка
Пособие выплачивается одному из родителей (лицу, его заменяющему) независимо от уровня доходов. Размер пособия с 01.02.2023 составляет 22 909,03 руб. В районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер пособия определяется с применением этих коэффициентов, если они не учтены в составе заработной платы (ст. 3, ч. 1 ст. 4.2, ст. ст. 5, 11, 12 Закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ; п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.01.2023 N 119).
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет
Пособие выплачивается ежемесячно до достижения ребенком возраста полутора лет. Получателем пособия может быть, в частности, любой из родителей или иной родственник, подлежащие обязательному социальному страхованию, фактически осуществляющие уход за ребенком и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.
По общему правилу размер пособия составляет 40% от среднемесячного заработка, но не менее установленного законом минимума, который с 01.02.2023 составляет 8 591,47 руб. При этом размер пособия не может превышать 100% среднего заработка исходя из предельных величин базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Если отпуск по уходу за ребенком был предоставлен с 2023 г., максимальный размер пособия должен составлять 33 281,80 руб.
Размеры пособия в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, если они не учтены в составе заработной платы. При этом минимальный и максимальный размеры пособия определяются с учетом этих коэффициентов (п. 3 ст. 421 НК РФ; п. 5 ч. 1 ст. 1.2, ст. 11.2, ч. 3.3, 5.1, 5.2 ст. 14 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ; ст. 3, ч. 1 ст. 4.2, ст. ст. 5, 13 - 15 Закона N 81-ФЗ; п. 1 Постановления Правительства РФ N 119).
Иные выплаты на детей
Рождение третьего ребенка дает право на материнский (семейный) капитал (если ранее данной мерой поддержки женщина не воспользовалась). На ребенка до трех лет из средств материнского капитала можно получать ежемесячную выплату, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте РФ на дату обращения за назначением указанной выплаты.
При наличии в семье нескольких детей в возрасте до трех лет по заявлению лица, получившего сертификат, ежемесячная выплата может быть назначена на каждого ребенка (п. 2 ст. 2, п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 5 ч. 3 ст. 7, ч. 1, 3 ст. 11.2 Закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ).
Указанная ежемесячная выплата не назначается гражданам, получающим ежемесячную денежную выплату на третьего ребенка до достижения ребенком возраста трех лет, установленную законодательством субъекта РФ, до окончания периода ее получения (ч. 2 ст. 3 Закона от 05.12.2022 N 475-ФЗ).
При рождении третьего ребенка могут быть установлены и иные выплаты, в частности, региональным законодательством (ст. 2 Закона N 81-ФЗ).
Помощник прокурора Тимошенко Т.Е.
Порядок пересдачи ЕГЭ
ЕГЭ является одной из форм государственной итоговой аттестации (далее - ГИА), которой завершается освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ среднего общего образования (п. 2, пп. 1 п. 7 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России N 233, Рособрнадзора N 552 от 04.04.2023 (далее - Порядок)).
По общему правилу на основании результатов ЕГЭ осуществляется прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета (ч. 1 ст. 70 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
В отдельных случаях обучающимся, а также иным лицам предоставляется возможность пересдать ЕГЭ по соответствующим предметам.
Под обучающимися понимаются (п. 6, пп. 1 п. 7 Порядка):
лица, обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования;
лица, осваивающие образовательные программы среднего общего образования в форме самообразования или семейного образования, либо лица, обучающиеся по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам среднего общего образования.
В установленных случаях обучающиеся, по общему правилу, могут сдать ЕГЭ повторно в текущем году в резервные сроки или в дополнительный период (п. п. 47, 49, 55, 94 Порядка).
В текущем учебном году пересдача возможна по решению председателя государственной экзаменационной комиссии (далее - ГЭК), в частности, в следующих случаях (п. п. 55, 56 Порядка):
обучающийся получил неудовлетворительный результат по одному из обязательных учебных предметов. При этом обучающийся, получивший неудовлетворительный результат на ЕГЭ по математике, вправе изменить выбранный им ранее уровень ЕГЭ по математике для повторного участия в ЕГЭ;
обучающийся не явился на экзамен по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
обучающийся не завершил выполнение экзаменационной работы по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
апелляционной комиссией была удовлетворена апелляция обучающегося о нарушении порядка проведения ЕГЭ;
результаты ЕГЭ аннулированы по решению председателя ГЭК в случае выявления фактов нарушений порядка проведения ЕГЭ, совершенных уполномоченными или иными (в том числе неустановленными) лицами;
результаты ЕГЭ аннулированы по решению председателя ГЭК в случае выявления фактов отсутствия, неисправного состояния, отключения средств видеонаблюдения во время проведения экзаменов.
В указанных случаях ЕГЭ по соответствующему учебному предмету пересдается в резервные сроки (п. 55 Порядка).
Сдать ЕГЭ в резервные сроки могут также участники экзаменов, у которых совпали сроки проведения экзаменов по отдельным учебным предметам (п. п. 47, 49 Порядка).
Обучающиеся, которые не сдавали ЕГЭ по обязательным учебным предметам, или не сдали ЕГЭ более чем по одному обязательному учебному предмету, или не сдали повторно ЕГЭ по одному из этих предметов в резервные сроки, вправе сдать ЕГЭ по русскому языку и (или) математике базового уровня в дополнительный период, но не ранее 1 сентября текущего года.
В этих случаях потребуется восстановиться в образовательной организации на срок, необходимый для сдачи ЕГЭ. Подать заявление на участие в ЕГЭ в соответствующую образовательную организацию могут сами обучающиеся лично, их родители (законные представители) либо уполномоченные лица (при наличии доверенности). Это нужно сделать не позднее чем за две недели до начала вышеуказанного периода (п. 94 Порядка).
В некоторых случаях пересдать ЕГЭ можно только в следующем году. Так, если в текущем году получен неудовлетворительный результат ЕГЭ по учебным предметам по выбору, обучающиеся вправе сдать экзамены по таким учебным предметам в следующем году (п. 97 Порядка).
Также если результаты ЕГЭ по учебным предметам по выбору в текущем году аннулированы в связи с выявлением фактов нарушения порядка проведения ЕГЭ, то пересдать экзамен по соответствующим учебным предметам можно не ранее чем в следующем году (п. 96 Порядка).
Выпускники прошлых лет и обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования (далее - обучающиеся по программам СПО), вправе участвовать в ЕГЭ, в том числе при наличии у них действующих результатов ЕГЭ прошлых лет (п. п. 5, 14 Порядка).
Указанные лица могут сдать ЕГЭ по следующим учебным предметам: "Биология", "География", "Иностранные языки" (английский, испанский, китайский, немецкий и французский), "Информатика", "История", "Литература", математика профильного уровня, "Обществознание", "Русский язык", "Физика", "Химия" - по своему выбору для представления результатов ЕГЭ при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета (п. 14 Порядка).
Для пересдачи ЕГЭ до 1 февраля включительно подается заявление об участии в ЕГЭ с указанием выбранных учебных предметов и сроков участия в ЕГЭ в места регистрации на сдачу ЕГЭ и предъявить необходимые документы. Подать заявление могут выпускники прошлых лет, обучающиеся по программам СПО, лично, их родители (законные представители) или уполномоченные лица (при наличии доверенности).
После указанного срока заявления принимаются по решению ГЭК только при наличии у заявителей уважительных причин (болезни или иных обстоятельств), подтвержденных документально, не позднее чем за две недели до начала соответствующего экзамена (п. 15 Порядка).
ЕГЭ также проводится в установленные сроки. Для выпускников прошлых лет ЕГЭ проводится в резервные сроки основного периода проведения экзаменов. Участие в ЕГЭ в иные сроки возможно при наличии уважительных причин и соответствующего решения ГЭК (п. п. 47, 51 Порядка).
Для обучающихся СПО экзамены по их желанию могут проводиться в досрочный период, но не ранее 1 марта (п. 50 Порядка).
Лица, получившие в текущем году неудовлетворительные результаты ЕГЭ по учебным предметам, вправе пересдать экзамены по данным предметам не ранее чем в следующем году (п. 97 Порядка).
Если результаты ЕГЭ по учебным предметам выпускников прошлых лет и обучающихся по программам СПО в текущем году были аннулированы по решению председателя ГЭК в связи с выявлением фактов нарушения порядка проведения ЕГЭ, пересдать экзамен по соответствующим учебным предметам можно не ранее чем в следующем году (п. 96 Порядка).
Помощник прокурора Тимошенко Т.Е.
Порядок проведения государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ для учащихся 11-х классов
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования (далее - ГИА), завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ среднего общего образования, является обязательной (ч. 3, 4 ст. 59 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ; п. 2 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России N 233, Рособрнадзора N 552 от 04.04.2023).
Для отдельных категорий граждан могут быть установлены особенности проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования (п. 1 Особенностей, утв. Приказом Минпросвещения России N 131, Рособрнадзора N 274 от 22.02.2023).
К ГИА в форме ЕГЭ допускаются, в частности, следующие лица (п. 6, пп. 1 п. 7, п. 8 Порядка):
обучающиеся образовательных организаций, освоившие образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, не имеющие академической задолженности и имеющие годовые отметки по всем учебным предметам за каждый год обучения не ниже удовлетворительных, а также получившие зачет за итоговое сочинение (изложение);
экстерны при условии получения на промежуточной аттестации отметок не ниже удовлетворительных, а также получившие зачет за итоговое сочинение (изложение);
обучающиеся X - XI (XII) классов, имеющие годовые отметки не ниже удовлетворительных по всем учебным предметам за предпоследний год обучения - по учебным предметам, освоение которых завершилось ранее;
лица, осваивающие образовательные программы среднего общего образования в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам среднего общего образования (такие лица вправе пройти ГИА экстерном).
Кроме того, ГИА в форме ЕГЭ может проводиться по желанию некоторых категорий лиц, для которых предусмотрено проведение ГИА в форме государственного выпускного экзамена (далее - ГВЭ). К таким лицам относятся, в частности, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды. При этом допускается сочетание разных форм проведения ГИА - ЕГЭ и ГВЭ (п. 11 Порядка).
Для участия в ЕГЭ необходимо подать заявление - как правило, до 1 февраля включительно (п. 12 Порядка).
По общему правилу обязательные предметы, включаемые в ЕГЭ, - русский язык и математика. Минимальное количество баллов, которые подтверждают освоение образовательной программы среднего общего образования, составляет по русскому языку - 24, по математике профильного уровня - 27 (по стобалльной системе оценивания); по математике базового уровня - 3 (по пятибалльной системе оценивания) (п. 9 Порядка; п. п. 1.1, 1.2 Приказа Рособрнадзора от 26.06.2019 N 876).
При этом участники ЕГЭ могут выбрать уровень экзамена по математике. Результаты ЕГЭ по математике базового уровня признаются в качестве результатов ГИА. Результаты ЕГЭ по математике профильного уровня признаются в качестве результатов ГИА и в качестве результатов вступительных испытаний в вузы (абз. 3 п. 9 Порядка).
ЕГЭ по другим предметам: "Биология", "География", "Иностранные языки" (английский, испанский, китайский, немецкий и французский), "Информатика", "История", "Литература", "Обществознание", "Физика", "Химия" - можно сдать добровольно по своему выбору для предоставления результатов при приеме на обучение в вузы. Лицам, изучавшим родной язык (из числа языков народов РФ) и родную литературу при получении среднего общего образования, предоставляется право выбрать экзамен по родному языку и (или) родной литературе (п. 9 Порядка).
Отметим, что уровень ЕГЭ по математике можно изменить. Также при наличии уважительных причин (болезни и иных обстоятельств), подтвержденных документально, допускается изменение (дополнение) выбора учебных предметов. В любом случае необходимо подать соответствующее заявление в государственную экзаменационную комиссию (ГЭК) (п. 13 Порядка).
Лица, являющиеся в текущем учебном году победителями или призерами заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, членами сборных команд РФ, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, освобождаются от экзамена по соответствующим предметам (п. 4 Порядка).
На территории РФ и за ее пределами устанавливаются сроки и продолжительность экзаменов по каждому предмету (единое расписание). Экзамены проводятся в досрочный, основной и дополнительный периоды. В каждом из периодов предусматриваются резервные сроки. Перерыв между проведением экзаменов по обязательным предметам, проводимых в досрочный, основной и дополнительный периоды (за исключением проведения экзаменов в резервные сроки соответствующего периода проведения экзаменов), составляет не менее двух календарных дней (п. п. 47, 53 Порядка).
По общему правилу экзамены проводятся в пунктах проведения экзаменов (ППЭ), количество и места расположения которых определяются исходя из общей численности участников экзаменов, территориальной доступности и вместимости аудиторного фонда, а также исходя из того, что в ППЭ присутствует не менее 15 участников экзаменов. Для каждого экзаменуемого выделяется отдельное рабочее место, изменение которого не допускается (п. п. 62, 64, 70 Порядка).
Экзаменуемым во время экзамена запрещено, в частности, общаться друг с другом, свободно перемещаться по аудитории и ППЭ, иметь при себе средства связи. Нарушители удаляются из ППЭ с составлением об этом акта. В таком случае председатель ГЭК принимает решение об аннулировании результата экзамена по соответствующему учебному предмету и о повторном допуске к сдаче экзамена в установленные сроки (п. п. 72, 73, 90 Порядка).
Кроме того, отсутствие в аудиториях средств видеонаблюдения, позволяющих осуществлять в том числе видеозапись проведения экзаменов, неисправное их состояние или отключение во время проведения экзаменов, равно как и отсутствие видеозаписи экзаменов, является основанием для остановки экзамена или принятия решения об аннулировании его результатов и повторном допуске к ЕГЭ по соответствующему учебному предмету (п. п. 64, 65, 90 Порядка).
Председатель ГЭК рассматривает результаты ЕГЭ по каждому учебному предмету и принимает решение об их утверждении, изменении и (или) аннулировании (п. 87 Порядка).
Ознакомление участников экзаменов с результатами ЕГЭ по учебному предмету осуществляется в течение одного рабочего дня со дня их передачи в образовательные организации, а также органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, учредителям и загранучреждениям. Указанный день считается официальным днем объявления результатов ГИА (п. 92 Порядка).
По общему правилу лицами, успешно прошедшими ГИА, признаются лица, набравшие по обязательным учебным предметам при сдаче ЕГЭ (за исключением ЕГЭ по математике базового уровня) не ниже установленного минимального количества баллов, а при сдаче экзамена по математике базового уровня - отметку не ниже удовлетворительной (3 балла). Указанные лица получают аттестат о среднем общем образовании (ч. 4 ст. 60 Закона N 273-ФЗ; п. 21 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России от 05.10.2020 N 546; п. 93 Порядка).
К ЕГЭ по русскому языку и (или) математике базового уровня в дополнительный период, но не ранее 1 сентября текущего года могут быть допущены, в частности, лица, не прошедшие ГИА по обязательным учебным предметам (в том числе при аннулировании их результатов в связи с нарушением порядка проведения ГИА) либо получившие неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному предмету или получившие повторно неудовлетворительный результат по одному из них в резервные сроки (пп. 2, 3 п. 94 Порядка).
Лицам, не прошедшим ГИА по обязательным предметам (в том числе при аннулировании результатов ГИА в дополнительном периоде и (или) резервные сроки этого периода в связи с нарушением порядка проведения ГИА), а также получившим неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному предмету либо получившим повторно неудовлетворительный результат по одному из них в резервные сроки дополнительного периода, предоставляется право повторно пройти ГИА в следующем году (п. 95 Порядка).
Также лицам, которые получили в текущем году неудовлетворительные результаты по учебным предметам по выбору или результаты которых по таким предметам были аннулированы в связи с нарушением ими порядка проведения ГИА, предоставляется право участия в ЕГЭ не ранее чем в следующем году (п. п. 96, 97 Порядка).
В случае несогласия участников ЕГЭ с принятым в отношении них решением в связи с нарушением порядка проведения ГИА или несогласия с выставленными им баллами можно подать апелляцию (п. 98 Порядка).
Помощник прокурора Тимошенко Т.Е.
Порядок перерасчета алиментов
1. Перерасчет алиментов по независящим от сторон обстоятельствам
При наступлении определенных обстоятельств изменение размера алиментов происходит независимо от волеизъявления сторон или совершения ими каких-либо действий.
1.1. Перерасчет алиментов в результате индексации
При взыскании алиментов в твердой денежной сумме размер платежей подлежит индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте РФ по месту жительства получателя алиментов, а при ее отсутствии - пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в целом по РФ (п. 1 ст. 117 СК РФ; п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 56).
Индексацию алиментов производит судебный пристав-исполнитель в рамках исполнительного производства либо организация или иное лицо, которым направлен исполнительный документ (его копия) (далее - работодатель плательщика), о чем указанными лицами соответственно выносится постановление либо издается приказ (распоряжение) (ч. 1 ст. 102 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ).
Соглашением об уплате алиментов может быть предусмотрен иной порядок индексации (ст. 105 СК РФ).
1.2. Перерасчет алиментов в результате частичного прекращения алиментного обязательства
При взыскании алиментов на нескольких несовершеннолетних детей в долях к заработку и (или) иному доходу плательщика алиментов суммы платежей подлежат перерасчету при достижении одним из детей совершеннолетия.
В судебном акте о взыскании алиментов суд указывает размер взыскиваемой доли, а также, как правило, последующее изменение этой доли и периоды взыскания алиментов в новом размере в зависимости от достижения каждым из детей совершеннолетнего возраста. Соответственно, достижение одним из детей совершеннолетия влечет уменьшение размера алиментов (п. 2 ст. 120 СК РФ; п. 34 Постановления Пленума ВС РФ N 56).
Если в судебном акте не определен размер взыскиваемой доли после достижения одним из детей совершеннолетия, должник может обратиться в суд, в частности, с иском об уменьшении размера алиментов, о прекращении взыскания алиментов на совершеннолетнего ребенка (разд. III Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.05.2015).
2. Перерасчет алиментов по волеизъявлению сторон
В некоторых случаях для перерасчета размера уплачиваемых алиментов сторонам (или одной из сторон) необходимо совершить определенные действия.
2.1. Перерасчет алиментов по соглашению сторон
При уплате алиментов на основании нотариально удостоверенного соглашения стороны по взаимному согласию вправе изменить его условия, в том числе условия о размере уплачиваемых сумм.
Изменение условий соглашения об уплате алиментов должно быть произведено в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению (п. 2 ст. 101, п. 1 ст. 103 СК РФ; п. 1 ст. 452 ГК РФ).
Оригинал или нотариально засвидетельствованная копия соглашения направляется судебному приставу или работодателю плательщика для перерасчета с учетом вновь установленного размера (п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона N 229-ФЗ).
2.2. Перерасчет алиментов при изменении информации о размере доходов плательщика
Размер алиментов, взыскиваемых в долевом отношении, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты.
При отсутствии у судебного пристава-исполнителя информации о размере доходов плательщика размер алиментов (или задолженности по алиментам) определяется исходя из размера средней заработной платы в РФ (п. 1 ст. 81, ст. 82, п. 4 ст. 113 СК РФ).
При представлении документов, подтверждающих размер заработка и (или) иного дохода, суммы платежей подлежат перерасчету (Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 18.04.2022 N 88а-10565/2022 по делу N 2а-2604/2021).
2.3. Перерасчет в результате погашения задолженности по алиментам
При наличии у плательщика алиментов задолженности из его заработка и иного дохода могут производиться удержания в размере 50%, а при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей - до 70% (ч. 2, 3 ст. 99 Закона N 229-ФЗ).
В случае погашения имеющейся задолженности удержание из заработной платы и иных доходов должника сумм задолженности прекращается, что также влечет уменьшение размера алиментных платежей.
Помощник прокурора Тимошенко Т.Е.
Взыскание алиментов, если дети живут у разных родителей
Алименты с одного родителя в пользу другого, менее обеспеченного, взыскиваются судом ежемесячно в твердой денежной сумме. Размер этой суммы определяет суд исходя из максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств (п. п. 2, 3 ст. 83 СК РФ).
Однако бывает так, что один из родителей уплачивает алименты на двоих детей, а впоследствии кто-то из детей переезжает к родителю - плательщику алиментов. В этом случае такой родитель (ранее - плательщик алиментов) вправе предъявить в суд соответствующий иск об уменьшении размера алиментов, поскольку в силу закона вопросы взыскания алиментов и освобождения от их уплаты при наличии спора решаются судом в порядке искового производства. В иске необходимо также указать требование об определении нового места жительства ребенка. Такой иск подлежит рассмотрению в районном суде (п. 3 ст. 65, п. 1 ст. 119 СК РФ; ст. 24 ГПК РФ; п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 56).
Что касается суммы алиментов, уплаченных первому родителю (тому, с которым ранее жил ребенок) после переезда ребенка к второму родителю (плательщику алиментов), то при отказе первого родителя вернуть деньги добровольно второй родитель вправе взыскать алименты через суд. В таком случае может заявляться требование о взыскании неосновательного обогащения, если первый родитель не потратил деньги на содержание ребенка. Однако нужно учитывать, что не подлежат возврату как сумма неосновательного обогащения алименты, предоставленные получателю при отсутствии его недобросовестности или счетной ошибки (п. 2 ст. 60 СК РФ; п. 1 ст. 1102, п. 3 ст. 1109 ГК РФ).
Полученные алименты не облагаются НДФЛ (п. 5 ст. 217 НК РФ). Родитель, выплачивающий алименты на ребенка, вправе получить вычет по НДФЛ на детей (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).
Помощник прокурора Тимошенко Т.Е.
Обязанности классного руководителя
Педагогический работник - это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (п. 21 ст. 2 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
Воспитательные функции в общеобразовательной организации выполняют все педагогические работники, однако ключевая роль отводится тем, деятельность которых одновременно связана с классным руководством и обеспечением постоянного педагогического сопровождения группы обучающихся, объединенных в одном учебном классе (разд. 3 Методических рекомендаций, утв. Письмом Минпросвещения России от 12.05.2020 N ВБ-1011/08).
Классное руководство направлено в первую очередь на решение задач воспитания и социализации обучающихся (разд. 3 Методических рекомендаций).
Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (п. 2 ст. 2 Закона N 273-ФЗ).
Педагогический работник принимает на себя классное руководство добровольно на условиях дополнительной оплаты и надлежащего юридического оформления. Классное руководство не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и не входит в состав его должностных обязанностей. Оно непосредственно вытекает из сущности, целей, задач, содержания и специфики реализации классного руководства как вида педагогической деятельности (разд. 4 Методических рекомендаций).
1. Приоритетные задачи деятельности классного руководителя
Задачами деятельности классного руководителя являются (разд. 4 Методических рекомендаций):
создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения обучающихся, детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности, недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости;
формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития, основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать;
формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности к деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных веществ, способных нанести вред здоровью человека;
формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в частности событий и итогов Второй мировой войны;
формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях современного общества за счет активной жизненной и социальной позиции, использования возможностей волонтерского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ.
2. Обязанности классного руководителя
Классный руководитель выполняет широкий спектр обязанностей, относящихся непосредственно к педагогической, а не к управленческой деятельности. Действия, относящиеся к анализу, планированию, организации, контролю процесса воспитания и социализации, координирующие действия являются вспомогательными для достижения педагогических целей и результатов, а не смыслом и главными функциями, связанными с классным руководством (разд. 4 Методических рекомендаций).
В рамках реализации задач деятельности по классному руководству педагогический работник самостоятельно выбирает формы и технологии работы с обучающимися и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, в том числе (разд. 4 Методических рекомендаций):
индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
групповые (творческие группы, сетевые сообщества, органы самоуправления, проекты, ролевые игры, дебаты и др.);
коллективные (классные часы, конкурсы, спектакли, концерты, походы, образовательный туризм, слеты, соревнования, квесты и игры, родительские собрания и др.).
В деятельности, связанной с классным руководством, выделяются инвариантная и вариативная части обязанностей (разд. 4 Методических рекомендаций).
2.1. Инвариантная часть
Инвариантная часть обязанностей классного руководителя охватывает минимально необходимый состав действий по решению базовых - традиционных и актуальных - задач воспитания и социализации обучающихся, независимо от контекстных условий функционирования общеобразовательной организации (разд. 4 Методических рекомендаций; Перечень, утв. Приказом Минпросвещения России от 21.07.2022 N 582).
Инвариантная часть содержит следующие блоки:
Личностно ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе (например, содействие повышению дисциплинированности и академической успешности каждого обучающегося, в том числе путем осуществления контроля посещаемости и успеваемости, профилактика наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения, употребления вредных для здоровья веществ, поддержка талантливых обучающихся, в том числе содействие развитию их способностей).
Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с классом как социальной группой, включая, например, регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе, формирование благоприятного психологического климата, толерантности и навыков общения в полиэтнической, поликультурной среде; профилактику девиантного и асоциального поведения обучающихся, в том числе всех форм проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе.
Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (например, привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в интересах обучающихся, регулярное информирование родителей (законных представителей) об особенностях осуществления образовательного процесса в течение учебного года, основных содержательных и организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях и событиях жизни класса).
Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом (например, взаимодействие с администрацией общеобразовательной организации и учителями учебных предметов по вопросам контроля и повышения результативности учебной деятельности обучающихся и класса в целом; взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом и педагогами дополнительного образования).
Участие в воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнерами (например, участие в организации работы, способствующей профессиональному самоопределению обучающихся; участие в организации комплексной поддержки детей из групп риска, находящихся в трудной жизненной ситуации, с привлечением работников социальных служб, правоохранительных органов, организаций сферы здравоохранения, дополнительного образования детей, культуры, спорта, профессионального образования, бизнеса).
Ведение и составление следующей документации, в частности:
классного журнала (в бумажной форме) в части внесения в него и актуализации списка обучающихся (если используется электронный журнал, то актуализация списка не требуется).
плана воспитательной работы в рамках деятельности, связанной с классным руководством, требования к оформлению которого могут быть установлены локальным нормативным актом общеобразовательной организации по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.
2.2. Вариативная часть
Вариативная часть деятельности по классному руководству формируется в зависимости от контекстных условий общеобразовательной организации (разд. 4 Методических рекомендаций).
Так, вариативность может отражать наличие особых целей и задач духовно-нравственного воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях субъекта РФ, связанных с трансляцией и поддержкой развития национальной культуры, сохранением родного языка.
Вариативная часть может отражаться не только в локальном акте общеобразовательной организации, но и в соглашении о выполнении дополнительной работы конкретным педагогическим работником в связи с классным руководством, если предполагается работа в классе с особыми условиями, например с присутствием детей с ограниченными возможностями здоровья, либо в разновозрастном классе-комплекте и т.д. (разд. 4 Методических рекомендаций).
3. Обязанности классного руководителя как педагога
Поскольку классный руководитель является педагогическим работником, он должен в числе прочего выполнять следующие обязанности (ст. 48 Закона N 273-ФЗ):
осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
систематически повышать свой профессиональный уровень;
проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;
проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;
проходить в установленном законодательством РФ порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.
Помощник прокурора Тимошенко Т.Е.
Порядок обращения в органы полиции с заявлением о хищении имущества
Обязанность принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях возложена на полицию (п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ).
При обнаружении факта хищения имущества нужно определить, какие вещи и в каком количестве похищены, а также их примерную стоимость.
Если стоимость похищенного имущества составляет не более 2 500 руб., противоправное действие является мелким хищением, за которое предусмотрена административная ответственность. В иных случаях за кражу установлена уголовная ответственность (ст. 7.27 КоАП РФ; ст. 158 УК РФ).
Заявление может быть изложено в устной или письменной форме. Письменное заявление составляется в свободной форме. В нем следует указать ваши Ф.И.О. (отчество - при наличии), обстоятельства кражи (предполагаемое место и время), размер причиненного ущерба с описанием похищенных вещей (желательно указать отличительные признаки похищенного имущества), поставить дату и подпись (ч. 1, 2 ст. 141 УПК РФ).
Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела (ч. 7 ст. 141 УПК РФ).
Заявление о краже можно подать в любое время суток оперативному дежурному либо иному уполномоченному сотруднику любого территориального органа МВД России вне зависимости от места и времени совершения преступления (п. п. 8, 9, 14 Инструкции, утв. Приказом от 29.08.2014 N 736; п. 13 Положения, утв. Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699).
При приеме письменного заявления обратившееся лицо предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, о чем делается отметка, удостоверяемая подписью обратившегося лица (ч. 6 ст. 141 УПК РФ; ст. 306 УК РФ; п. 17 Инструкции).
При поступлении заявления о краже в дежурную часть территориального органа МВД России оперативный дежурный выдает талон-уведомление, в котором укажет, в частности, свое звание, Ф.И.О., адрес и номер служебного телефона, дату и время приема заявления, а также поставит подпись.
При получении талона-уведомления необходимо расписаться на талоне-корешке, который остается в дежурной части, и проставить дату и время получения талона-уведомления. Отказ в приеме заявления можно обжаловать прокурору или в суд (ч. 4, 5 ст. 144 УПК РФ; п. п. 34, 35 Инструкции).
Решение по поданному заявлению о краже принимается в течение трех суток со дня его поступления, однако по мотивированному постановлению срок может быть продлен до 10 дней. При проверке сообщения о краже уполномоченные сотрудники вправе, в частности, получать объяснения и производить осмотр места происшествия (ч. 1 ст. 144 УПК РФ).
Заместитель прокурора М.Н. Русин